Бизнес, не горюй

04.02.19

Управление проектом - Взгляд со стороны Заказчика

Про цели автоматизации.

Большинство ИТ-проектов, которые я видел в жизни, были очень успешными. Выполнялись они в разных компаниях, на всевозможных платформах, совершенно разными людьми. Но успех приходил всегда, за редкими исключениями.

Я каждый раз удивлялся, откуда у ИТ-команд такая целеустремленность, тонкое чувство стратегии и ее реализации, понимание ситуации и железная воля следовать избранным путём? Есть ли какой-то секрет успеха?

Я посмотрел, проанализировал, и составил перечень алгоритмов, которые успешно приводят ИТ-проекты к цели. Начнем с целей — чего же такого успешно достигается?

Внимание. Эта статья — только для людей из мира ИТ. Если вы не из ИТ, или, не дай Бог, какой-нибудь директор или собственник, вам лучше не читать эту статью. Иначе вы всё нам испортите.

И еще раз внимание. Эта статья — не сарказм, не попытка кого-то разгромить, не градация рынка и не поднятие чьего-либо ЧСВ, включая моё. Я, как и любой ИТ-специалист, и компания, в которой я работаю, как и любая другая ИТ-компания, подходят под определения из этой статьи.
 

Цели



Попробую прояснить цели ИТ-проектов. Не вымышленные, объявленные в бумагах, на митингах или в богато обставленных кабинетах генералов. Настоящие цели.

Цель, ее осознание и понимание, имеют первостепенное значение в любой деятельности. И здесь не важно, хороша или плоха истинная цель в системе ценностей. Если объявлена одна цель, а в реальности, или даже в подсознании, сидит другая, то именно другая и будет достигнута.

Но, к сожалению, в отношениях ИТ и бизнеса устоялся неправильный стереотип. Считается, что большинство ИТ-проектов — провальные. Какие-то аналитики собирают статистику, чего-то высчитывают, потом пишут разгромные статьи о том, как ИТ не помогает бизнесу, не достигает поставленных целей, плодит суррогаты, отнимая у несчастных компаний миллионы в любой валюте.

Ошибка этих аналитиков очень проста: они судят со стороны бизнеса. Автоматизируемого, а не автоматизирующего. Оценивают проекты не в той системе координат, в которой они выполнялись. Смотрят на достижение целей, которые кто-то, когда-то, в самом начале, зачем-то сказал или написал. А про настоящие цели вообще не знают.

Настоящих целей ИТ-проектов, если обобщить, бывает четыре:
1. Подсадить;
2. Зацементировать;
3. Выжать;
4. Поучиться.
 

Подсадить на себя



Подсадить — это все проекты по внедрению 1С. Сюда же — автоматизация на любом слабо распространенном фреймворке или ПО. Сюда же — говнокод, «в котором только я разберусь».

Внедрив 1С, клиент всегда подсаживается на т.н. «Информационно-технологическое сопровождение». По-русски это абонентская плата за доступ к обновлениям. Необходимость обновлений оспаривать бессмысленно — её подкидывает государство. НДС 20%, разного рода ФЗ, онлайн-кассы, ЕГАИС и т.д. — все это отражается в программах 1С и, следовательно, надо обновляться.

Аналогично — битрикс. Кто бы не построил на нём сайт, надо платить за обновления и наличие тех.поддержки.

Аналогично — любой онлайн-сервис, будь то электронный документооборот, карты, сверка взаиморасчетов или проверка контрагентов. Большинство из них требуют некоторых работ по встраиванию в корпоративную систему и, чем больше денег и усилий на это потрачено, тем сложнее будет отказаться.

Время, в течение которого клиент подсажен, работает против него и на успех продавца ПО или услуг. Даже если берут только обновления, без доработок на заказ, выплаченная сумма с каждым месяцев растёт, и отказ от ПО или сервиса будет означать, что деньги выброшены на ветер.

Цель простая — сделать так, чтобы клиент, единожды поработав с вами, пусть даже по небольшой задаче, никогда не соскочил, и продолжал заказывать новые продукты и услуги именно у вас.

При правильном подходе работает лучше, чем у драгдилеров — там хоть можно «поставщика» сменить, товар-то один и тот же. Но если вы написали клиенту, например, «оптимизированную выгрузку товаров на сайт», да про обфускацию не забыли, и использовали какие-нибудь хитровыдуманные константы, установленные только в этой конкретной БД, то клиент — ваш.

Важно, как говорится, влезть. Зацепиться, хотя бы за краешек.

Подсадить — пожалуй, самая распространенная цель ИТ-проектов.
 

Зацементировать



Зацементировать — это любимая цель внутренней автоматизации. Отличие заводских программистов, или фикси, в том, что они не получают дохода от выполнения проектов. Бывают, конечно, премии, но если их размазать по году, то получится мизер. Оклад намного проще и стабильнее, к тому же всегда есть возможность подработок.

Заводской программист мыслит, как солдат, который спит, а служба идет. Поэтому естественным стремлением является повышение эффективности своего рабочего дня. Помните, что такое эффективность? Это затраты на производство результата.

Результат один и тот же — оклад. Затраты — это усилия. Оклад повысить нельзя, а усилия сократить — можно. Так и повышается эффективность.

Простейший путь — говнокод, «максимально отражающий требования пользователей». Под говнокодом здесь имеются в виду и сам код, и метаданные, и «кнопочка вот тут». Никакого анализа требований, соответствия общей архитектуре и стратегии, «лишь бы работало».

Когда «работает» — это цемент. То, что «работает», все боятся трогать — и программисты, и пользователи, и руководители. Любой революционер, который начнёт вопить «нам нужен рефакторинг», будет изгнан, опозорен, унижен, обвинен в желании повыделываться и испортить бизнесу жизни.

Если «работает» — все хорошо и программист молодец. Он продолжает получать свой оклад. Чем больше областей в информационной системе, которые «работают», тем меньше у программиста работы. Остается только поддержка — ответы на одни и те же вопросы, демонстрация одних и тех же форм и инструментов, решение одних и тех же проблем. Просто и стабильно, как у солдата.

Цементированием не брезгуют и проекты автоматизации силами внешнего подрядчика, особенно под конец. Например, надо акт подписать. Два месяца делали «как положено», но директор из центра требует денег, иначе перестанет платить зарплату. Надо срочно сделать так, чтобы клиент был доволен. Как? Зацементировать, как заводские программисты. Говнокодом.
 

Выжать



Выжать — это цель, как правило, для неуверенных в себе. Например, есть небольшая шаражка по внедрению 1С. Перебивается мелкими работами по обновлениям и печатным формам, продажей дешевых коробок, пожарными консультациями ларьков во время сдачи отчетности.

И тут — бац, счастье привалило. Проект. Невесть откуда, вероятно — по ошибке, шаражке доверяют внедрить большое и серьезное решение. Что делать? Опыта нет, специалистов — тоже.

Стараются тупо урвать по максимуму. Оплата — по часам, или короткими актами, не больше месяца. Никакой привязки оплаты к целям, бизнес-показателям, завершенности и тому подобной ереси. Минимум рисков, максимум денег.

Аналогично поступают специалисты, которые не специалисты, но попали на работу в приличное место — например, с высоким окладом. Они стараются надувать щёки, не выдавать своей некомпетентности, никогда не углубляются в детали, все время откладывают принятие решений и начало работ.

Например, в одной из компаний взяли ИТ-директором человека, в глаза не видевшего 1С. А взяли для решения конкретной задачи — внедрения 1С. На собеседовании сумел пустить пыль в глаза, его взяли на приличный оклад, и он продержался год. Только когда к стенке припёрли — признался, что не знает 1С. Просто уволился, и пошёл искать следующую компанию, которую можно выжать.
 

Поучиться



Редко, но такое бывает. Молодая компания хочет ворваться на рынок ERP-систем. Или старая компания хочет развить новое направление. Или вообще стратегия такая — обучать новых специалистов, бросая их в самое пекло.

Звучит-то красиво — бросать в пекло. Вроде известной притчи о том, как учить плавать, бросая в воду. Но на деле, если не врать себе, мы просто обучаем своих специалистов за деньги заказчика.

Чего греха таить — я сам бывал в подобной ситуации. Прошел лишь месяц с тех пор, как я впервые увидел в глаза 1С, и вот я уже на проекте по внедрению самой сложной (на тот момент) конфигурации — «Управление производственным предприятием». Просто потому, что продукт — новый, только появился, и проект по его внедрению у компании — первый. Мало того, он и в городе — первый, а может и в регионе.

Я, конечно, многому научился на том проекте. А заказчик всё это оплатил. Достаточно было руководителю проекта на совещании, где меня представляли, утвердительно кивнуть в ответ на вопрос «а он восьмёрку-то знает?».

Я нисколько не осуждаю такой подход — тем более, что сам им часто пользовался, и продолжаю практиковать. Заказчик, как правило, в душе не знает, какой специалист в чём разбирается. Стоимость часа работ — одинаковая, и для новичка, и для зубра. Новичок будет делать неделю, зубр — два часа. Заказчик оплатит неделю. Что не так?

Бывают и другие проекты с целью поучиться. Например, внедрение нового, только что разработанного продукта. Бывает и так, что заказчик получает этот продукт бесплатно. Может, даже и услуги по внедрению, или их часть. Я сам таким подходом пользуюсь. Бесплатность хороша — она избавляет от рисков.
 

Комбинации и трансформации



Цели проекта могут меняться в процессе его реализации, в зависимости от ситуации. Это нормальный, живой процесс.

Выше я приводил пример, как проект с целью подсадить может начать цементироваться — когда надо подписать акт. Обычно это происходит, когда нависает угроза срыва проекта.

Однако, не обязательно именно цементировать, можно и выжать. Например, ситуация — при внедрении начато сразу несколько этапов. Где-то идет обучение, где-то тестирование, где-то тестовая эксплуатация. И вот появилась общая угроза срыва проекта — мало ли, ЛПР поменялся.

Часть этапов можно зацементировать, если это возможно. Цементирование, скорее всего, позволит получить всю сумму за этап проекта. Но бывает, что этап находится только на стадии разработки, пусть и в шаге от продакшн — тогда до цементирования еще далеко, заказчик даже прототипа не видел. Как вариант, можно попробовать выжать — подписать акт на часть суммы. Допустим, только за разработку, прибавив фразу «за уже фактически потраченное время».

Бывает и обратная трансформация — начинали как «выжать», по ходу разобрались, и делаем «подсадить на себя». Или так зацементировали, что впору выжать остатки и бежать.

Теперь, зная эти цели, посмотрите на ИТ-проекты, которые вы видели. Достигли ли они хоть одной из них?
 

Резюме



Хотите верьте, хотите нет, но статья родилась спонтанно. Я сел написать текст о том, как влияет множество интеграций на сложность изменений в бизнесе.

А потом подумал — чего сопли-то жевать? Опять из пальца высасывать какую-то пользу для несчастных заказчиков, и как мы, ИТ, его этой пользы лишаем? Не лучше ли заняться реальностью?

Реальность — это тысячи внедрений информационных систем, разработанных сайтов, подключенных сервисов и развёрнутого парка оборудования.

Да, в большинстве случаев заказчик ноет, что ИТ-проект не достиг каких-то его целей.

Напоминает романтичную девушку, мечтающую о прогулках за руку с кавалером, по цветущим лугам, с венком из одуванчиков на голове, и чтоб солнышко светило ярко-ярко, а он такой в белоснежной рубашке навыпуск, улыбается, и ничего ему не надо, только быть со мной рядом, купаться в бездонном океане обаяния моей молодости, красоты и чистоты, и весь мир создан только для меня, и Он — тоже, для меня…

Нет, милая моя. У Него — другая цель. И ты знаешь, какая. Он своей цели достигнет. Если не с тобой, то с другой. И не раз.

Зачем фантазировать, если есть реальность? Да, бывают проекты, повышающие эффективность заказчиков. Да, у клиентов и прибыль может вырасти — или за счет роста дохода, или через сокращение затрат. Но большинство ИТ-проектов — чтобы подсадить, или зацементировать, или выжать, или поучиться.

Так чего фантазировать, пенять на несправедливость, призывать изменить и измениться, верить в добро и сказки? Лучше разобраться, как больше подсаживать, меньше цементировать, вообще не выжимать и в процессе учиться.

Этим и предлагаю заняться. Если не возражаете.

См. также

Управление проектом Руководителем проекта со стороны Заказчика

Компетенции и навыки РП Взгляд со стороны Заказчика Бесплатно (free)

Самый важный человек на проекте – это РП со стороны заказчика. Он принимает все решения и за эти решения зачастую отвечает головой. О том, кого выбрать руководителем проекта со стороны заказчика, как работать с заинтересованными сторонами, собрать рабочую группу, экономно расходовать бюджет и бороться с саботажем, расскажем в статье.

26.02.2024    684    0    user1270271    0    

11

Счастливый заказчик, или Как управлять ИТ-проектом, не привлекая внимание санитаров?

Взгляд со стороны Заказчика Бесплатно (free)

Не всегда достижение целей проекта делает заказчика счастливым. Ситуацию усугубляет то, что разные заказчики представляют себе цели ИТ-проекта по-разному. И ключевой секрет успешной сдачи проекта заказчику – достижение баланса между важно\не важно для заказчика и сложно\просто для ИТ-команды. О том, как с помощью понимания задач и целей заказчика выстроить ход проекта и коммуникацию внутри него, пойдет речь в статье.

05.12.2023    737    0    user1851969    0    

4

Вы – Заказчик и хотите внедрять 1С:ERP у себя в компании

Взгляд со стороны Заказчика Платформа 1С v8.3 1С:ERP Управление предприятием 2 Бесплатно (free)

При переходе на новую систему руководитель проекта со стороны заказчика должен взять на себя множество функций: по организации проектной команды, назначению встреч с руководителями подразделений, сбору информации по проекту, регулированию конфликтов и управлению ожиданиями. Рассмотрим, как решать проблемы внедрения, выбирать подрядчиков и управлять ожиданиями пользователей.

22.08.2023    1257    0    user1642712    0    

12

Опыт руководителя проекта со стороны заказчика. Ищем баланс. Достигаем результата

Взгляд со стороны Заказчика Бесплатно (free)

Успех автоматизации или перехода на новую систему зависит не только от подрядчика. Важна слаженная работа по организации внутренних процессов, проработка рисков, работа над ошибками и управление ожиданиями пользователей на стороне самого заказчика.

20.07.2023    1127    0    user1642712    0    

6

Радио "Аналитик", выпуск 17. Об ожиданиях от автоматизации в сферах foodtech и e-com

Взгляд со стороны Заказчика Бесплатно (free)

В семнадцатом выпуске подкаста Радио “Аналитик“ обсудили, как представители сфер foodtech и e-com определяют, что пора автоматизировать процессы, на что обращают внимание при выборе подрядчика, что ценят в коммуникациях и как определяют, успешно выполнена автоматизация или нет.

01.05.2023    574    0    Radio_Analyst    0    

1

Радио "Аналитик", выпуск 16. Об ожиданиях предпринимателей от автоматизации с Артёмом Вахрушевым

Взгляд со стороны Заказчика Бесплатно (free)

В шестнадцатом выпуске подкаста Радио “Аналитик“ обсудили, в какой момент у предпринимателей возникает необходимость в автоматизации, какие процессы нужно автоматизировать в первую очередь, что подрядчику важно знать о бизнесе, который он автоматизирует и по каким признакам можно сделать выводы, компетентен подрядчик или нет.

17.04.2023    557    0    Radio_Analyst    0    

2

Почему заказчик должен платить за управление проектом

Взгляд со стороны Заказчика Бесплатно (free)

Зачем вообще нужно управление проектом? Надо ли заказчику показывать стоимость управления проектом? И должен ли руководитель проекта сам внедрять 1С параллельно с управлением? На эти вопросы в рамках митапа «Инструментарий РП» ответила руководитель проектов ВЦ «Раздолье» Вера Пикурен.

02.07.2021    3130    0    VeraPikuren    4    

13

Стыд и Скрам: взгляд глазами собственника из IT-шников

Взгляд со стороны Заказчика 1С:Франчайзи, автоматизация бизнеса Бесплатно (free)

Не все, кто употребляют понятия Agile и Scrum, понимают, что они означают. О том, насколько в реальном мире автоматизации бизнеса на платформе 1С применимы гибкие подходы к разработке ИТ-продуктов на конференции Infostart Event 2019 рассказал основатель и соучредитель группы компаний WiseAdvice Иван Тягунов.

18.09.2020    6214    0    IvanAT1981    5    

21
Комментарии
В избранное Подписаться на ответы Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. dock 44 04.02.19 23:47 Сейчас в теме
Роберт Шекли. "Чтобы правильно задать вопрос, нужно знать бо́льшую часть ответа."
— «Верный вопрос», Рассказ, 1953 год

Только правильно задав вопрос, мы можем получить верный ответ...
Хотя я бы добавил еще одну цель: освоение бюджета :) Но это уже не к ИТ-специалистам, а к правильным рукоВодителям.
З.Ы. чуть не забыл - первый нах!
2. 1c-intelligence 12769 05.02.19 07:01 Сейчас в теме
(1) освоение бюджета вполне подходит под "выжать", вроде.
11. dock 44 05.02.19 09:39 Сейчас в теме
(2) Не совсем, так как подразумевал в контексте заказчика, а не со стороны ИТ. Более правильно назвать " откаты " :)
Бывает, когда и делать ничего не нужно, главное потратить деньги.
Но это уже совсем уход в строну. В рамках данной публикации, согласен, "выжать".
26. strrike 05.02.19 13:07 Сейчас в теме
(2)
Внимание. Эта статья — только для людей из мира ИТ. Если вы не из ИТ, или, не дай Бог, какой-нибудь директор или собственник, вам лучше не читать эту статью. Иначе вы всё нам испортите.


Тогда наверное вопрос - почему/зачем/для чего вот уже несколько десятков статей автор так печётся об интересах бизнеса в ущерб интересам ИТ?
27. acanta 05.02.19 13:10 Сейчас в теме
(26) Семейный бизнес развалился, а новый стереотип поведения (работа по найму) не сформирован. Семейный бизнес нужно начинать только после нескольких лет работы на "чужих", так и будем "мамины помощники" "на шее висеть" до предпенсионного возраста. А потом в дом престарелых (и инвалидов).
28. strrike 05.02.19 13:14 Сейчас в теме
(27) что за бизнес был? (если в курсе).
29. acanta 05.02.19 13:16 Сейчас в теме
(28) У автора - производство пластиковых окон
30. strrike 05.02.19 13:26 Сейчас в теме
(29) вы сейчас прям дали ответ на вопрос, который периодически интересовал меня с тех пор, как автор появился на Инфостарте).
Благодарю)
3. improg 568 05.02.19 07:38 Сейчас в теме
4. yyv-911 05.02.19 08:16 Сейчас в теме
а заказчику разве нужно другое? что там сказал собственник в рассказе "про 6 окладов"? Невозможно по другому когда сроки, сроки, сроки. Подмененные цели и все такое прочее. Заказчикам всегда самим нужно цементирование. Иначе прямо здесь и сейчас не получить результат.
А ещё я встречал проект по 1с с формулировкой: Внедрить 1с что бы уйти от самописных собственных систем через перенос всех механизмов и логики их в 1с.

Из моей практики, из последнего: реализация карточек канбан на складе - на основе регистра сведений. А потом - нам бы ещё историю, кто когда карты заносил. Классика - одним надо быстро и не дорого, другим получить свои деньги и проект. Все же довольны.
5. DmitryKSL 155 05.02.19 08:27 Сейчас в теме
Новичок будет делать неделю, зубр — два часа. Заказчик оплатит неделю. Что не так?

Заказчик оплатит два часа, новичок будет бесплатно пахать неделю, так вероятнее.
sm.artem; Jeka44; arsvlg; acanta; VladimirMelnychenko; brr; +6 Ответить
7. MikhailDr 05.02.19 09:07 Сейчас в теме
(5) Нет, заказчик оплатит неделю, а новичку руководитель заплатит как за 2 часа. Вы, что во франчах не работали?
Hammerboy; chebser; koshkarov; acanta; brr; +5 1 Ответить
8. genayo 05.02.19 09:12 Сейчас в теме
(7) Заказчик не мамонт, не вымрет?
9. MikhailDr 05.02.19 09:22 Сейчас в теме
(8) Ну мой начальник так и считал, когда я к нему стажером пришел. Печатную форму, которую можно за полчаса сделать выставляли за три часа.
14. Ndochp 103 05.02.19 10:05 Сейчас в теме
(9)За пол часа часа с согласованием формы, подписанием ТЗ и демонстрацией заказчику?

Да у меня только "захватить в хранилище/заменить отчет на внешний/сохранить конфу/выложить в хранилище/войти в рабочую/получить из хранилища/принять изменения" минут 40 занимает.
А ведь ещё нужно что-то написать и протестировать.
chebser; user811769; Алексей_mir2mb; pm74; frkbvfnjh; Senator_I; VladimirMelnychenko; +7 Ответить
16. MikhailDr 05.02.19 10:18 Сейчас в теме
(14) У нас было проще. Никаких ТЗ, заказчик на словах по телефону говорил, что ему надо за 5 минут. Я пилил отчет, подключался по удаленке и ставил отчет как внешний. Никаких хранилищ, демонстрация такая же по телефону.
57. TimoninD 06.02.19 07:10 Сейчас в теме
(14) Во франчах хранилище не часто видят., но и печатку за 0,5 часа не переделывают. Меняют строку в макете за 1 час, при затратах времени в 5 мин. Главное клиенту правильно объяснить всю сложность)) На рынке два дурака....
61. acanta 06.02.19 13:13 Сейчас в теме
(57) Техподдержка 1С как жена, которая об изменах мужа узнает в последнюю очередь. Как по вашему, сколько реально обнаруженных экземпляров одной и той же ошибки приходится на одно обращение в техподдержку? И с какой скоростью эта информация распространяется?
21. Aggressorak 05.02.19 12:37 Сейчас в теме
(9) Печатная форма за пол часа это правило хорошего тона для любого франча, который косит под "не такого как все"))) Можно уже писать мелким шрифтом под названием, типа девиза.
6. MikhailDr 05.02.19 09:05 Сейчас в теме
Две дороги могут выйти на один перекресток. Выжимать и цементировать можно по-разному. Можно с жадным взором и разгильдяйством, а можно, стараясь помочь при этом заказчику. Многие сейчас статью воспримут как все айтишники хотя урвать побольше или обдурить заказчика и ничего больше.

У любого бизнеса цель работы одна - максимум прибыли. Это вовсе не означает, что работать надо по принципу обмани и обдури.
user623969_dusa; zqzq; brr; +3 Ответить
10. Jokemas 192 05.02.19 09:24 Сейчас в теме
Ну вот зачем? Зачем это в общий доступ? Теперь каждый руководятел будет считать своим долгом вынести мозг. Все равно не разберутся, все равно не научатся отслеживать, все равно им половой орган в ухо вкрутят, но все будут мнить себя мега спецами по разоблачению "выжимальщиков", "бетонозамешивателей" и "студентов - драгдилеров". =)))
koshkarov; Senator_I; digital_julia; +3 Ответить
12. dock 44 05.02.19 09:51 Сейчас в теме
(10) У автора есть множество замечательных недостатков - прямолинейность; болезненная честность; идентификацией себя с неким высшим существом, которое ну просто обязано внести толику честности в нашем «насквозь прогнившем» мире. И да, руки прям зудят резать "правду-матку".
Без таких людей мир не станет лучше (и это не сарказм). Должен ведь хоть кто-то взять на себя смелость баламутить наше болотце.
Алексей_mir2mb; koshkarov; k0pai22; Olga_aku; +4 Ответить
13. monkbest 115 05.02.19 09:57 Сейчас в теме
Стоит нормальные вещи назвать негативными словами и окрас всего происходящего меняется.
"Подсадить на себя" - это нормальные взаимоотношения. Взаимоотношения должны быть долгими, стабильными и понятными, это залог развития. Если не будет уверенности в завтрашнем дне, то не сможешь удержать свой штат сотрудников, не сможешь воспитывать новых, все как крысы с корабля побегут. Даже хуже, все сотрудники будут иметь запасные аэродромы и готовить плацдармы для отступления, если уверенности в своем работодателе не будет.

"Зацементировать" - плохой термин, с явно негативной окраской. ПО должно решать свои задачи а не быть идеальной системой. Тут как раз зказчику нафиг не нужна красивая архитектура и универсальные решения, которые вы продадите еще 10 раз потом. Ему нужно решить его проблему с минимальными затратами. Ходит легенда, что костыли потом оборачиваются лишними затратами в долгосрочной перспективе, но эта легенда не разу не подтвердилась на практике. Типа они мешают развитию и масштабированию. Практика такова, что срок жизни систем не велик, если через 10 лет надо будет внедрять совсем новую систему, зачем 10 лет держать текущую в чистоте без костылей.

"Выжать" - ну тут заказчик сам виноват. Если ты позволяешь себя выжимать, ты будешь выжат. Будет это ИТ или твой поставщик металла, разницы нет.

"Учиться" - вообще на святыню замахнулись! это особенность ИТ, технологии меняются быстрее, чем количество первоклассных специалистов начинает удовлетворять рынок. Мы всегда делаем то, что не умеем, чтобы получить шанс первыми выйти на новый рынок.


На самом деле цель одна: деньги! Деньги сейчас, деньги потом, деньги всегда.
Сейчас - выжать, цементировать
Подсадить - всегда
Потом - обучиться
Hammerboy; mivari; aks; obsfromekb; DeD MustDie; zqzq; MishaD; koshkarov; dabu-dabu; IvanovAV; Somebody1; hlop11; Ko1t; Jokemas; VladimirMelnychenko; +15 Ответить
15. lmnlmn 68 05.02.19 10:05 Сейчас в теме
(13)Не, не одна цель. Иногда хороший выпендреж дороже денег))
17. monkbest 115 05.02.19 10:44 Сейчас в теме
(15)
хороший выпендреж
- это деньги потом, ну если мы про здравых людей сейчас разговариваем :)
18. Vladimir Litvinenko 2865 05.02.19 11:29 Сейчас в теме
(13)
Практика такова, что срок жизни систем не велик, если через 10 лет надо будет внедрять совсем новую систему, зачем 10 лет держать текущую в чистоте без костылей.

10 лет в ИТ - это целая эпоха. Если система работает 10 лет и развивается вместе с компанией, то нужно стараться относиться к ней как к части компании. Иначе можно сказать: "многие компании не живут дольше 10-15 лет, зачем поддерживать бизнес в порядке"? Всё в жизни временно. Даже если система живёт 5 лет - это уже хорошая причина позаботиться о ней.

Ходит легенда, что костыли потом оборачиваются лишними затратами в долгосрочной перспективе, но эта легенда не разу не подтвердилась на практике.

В какую компанию Вы пришли и с радостью взялись за работу с грязным кодом и костылями? Нет так, чтобы "набегом" прийти, написать ещё один костыль и побежать к следующему клиенту, а прийти и развивать систему.

Я вот наблюдаю, что у компании с такими системами начинаются проблемы. В первую очередь с квалифицированными кадрами. То есть с наиболее ценным ресурсом и активом компании, который часто ошибочно не рассматривается как ценный ресурс. С системой, лежащей в руинах, мало кто хочет работать. Если человек не специализируется именно на оптимизации производительности, то работа с такими системами снижает его квалификацию и рыночную стоимость. Даже простые задачи выливаются в долгую рутину. С ошибками в неожиданных местах после внесения изменений и необходимостью менять десятки модулей с задублированным кодом. И квалификация специалистов, готовых прийти в компанию, тоже медленно, но верно снижается.
Octopus; dmt; user623969_dusa; azhilichev; Jestery; dabu-dabu; Krio2; +7 Ответить
31. monkbest 115 05.02.19 13:28 Сейчас в теме
(18) недавно пришел работать в штат в компанию, где УПП накостылена по самое не балуй. Навести красоту и порядок - нереально. НО у меня нет претензий к предыдущим разработчикам. Они решали задачи бизнеса в свое время и решили их. Внедрять что-то новое в планах пока нет, но жить УПП осталось не долго и надо поддерживать её работоспособность, а не красоту.

Если стоимость (длительность) решения задачи не возрастает от применения красоты - то конечно, надо делать красиво. А так - надо закрыть проблему и двигаться дальше. Вы можете обложиться кучей бумаг, процессов, все делать про "промышленным стандартам", а бухгалтер тем временем вручную сдавать годовой отчет. Через месяц вы ему принесете автоматизацию, но на следующий год формат отчета изменится и вы сделали красоту в стол.
32. acanta 05.02.19 13:44 Сейчас в теме
(31) 8ка от 7ки ушла в низкоуровневое программирование. Стандарты устарели.
35. Vladimir Litvinenko 2865 05.02.19 14:00 Сейчас в теме
(31)
Если стоимость (длительность) решения задачи не возрастает от применения красоты - то конечно, надо делать красиво.

Стоимость и длительность всегда возрастает если разрабатываем более удобный UI или пишем более чистый код. Стоимость сопровождения потом значительно снижается, но это уже другое условие. Условие в вашем условном операторе "Если" всегда будет равно "Ложь". Поэтому Вы всегда будете попадать в ветку "Иначе" вашего условного оператора, которая у Вас звучит следующим образом:
А так - надо закрыть проблему и двигаться дальше.



у меня нет претензий к предыдущим разработчикам

Это стиль разработки. Если их стиль совпадает с Вашим, то это хорошо. Значит компании или ИТ-отделу этой компании требуется именно такой подход.

Я тоже не утверждаю, что это плохо для всех приходящих в такую компанию программистов. Только для их квалификации )) Также это ведет либо к преждевременной деградации системы, либо к тому что в компанию перестают приходить квалифицированные кадры на развитие этой системы. Для многих разработчиков и даже руководителей это выгодно, так как конкуренция за это рабочее место становится меньше и требования к скилам становятся ниже : на безрыбе и рак - рыба.

все делать про "промышленным стандартам", а бухгалтер тем временем вручную сдавать годовой отчет. Через месяц вы ему принесете автоматизацию, но на следующий год формат отчета изменится

Не вижу корреляции. Формы отчётности изменятся независимо от применения каких-либо подходов к разработке.

Если речь о том, что в условиях дефицита рабочих рук и культуры вечного аврала и хаоса нужно в первую очередь тушить пожары, а не думать о всяких там техниках разработки, то с этим абсолютно согласен. В культуре вечного аврала какие-либо подходы направленные на систематизацию разработки вообще воспринимаются враждебно, так как требуют слишком больших изменений в мышлении. И, что самое страшное, дисциплины. Причём не только от разработчиков, но и от заказчиков. Не нужно их применять в такой ситуации.
Hammerboy; +1 Ответить
37. monkbest 115 05.02.19 14:40 Сейчас в теме
(35)
Не вижу корреляции. Формы отчётности изменятся независимо от применения каких-либо подходов к разработке.


да кэп! От подхода к разработке зависит скорость разработки, а ни как не частота изменений формы!

У отчетов есть срок сдачи. Есть дата получения нового образца (от кого угодно: управления, ифнс, госдумы и т.д), есть дата когда данные в системе появились, и есть дэдлайн для сдачи. Если разработчик выдаст новую форму после дэдлайна, ну молодец, автоматизировал по всем канонам.

Никогда не забывайте на кого вы работаете, мы не художники.
38. acanta 05.02.19 14:50 Сейчас в теме
(37) Что вы, нет конечно. Мы краски смешиваем или натурщиками позируем?
40. monkbest 115 05.02.19 15:36 Сейчас в теме
(38) не ну есть единицы, кто свои картинки (самописки) творит для искусства. У кого-то даже получается шедевр (тиражное). А в большинстве мы серая ***я (((((
41. acanta 05.02.19 15:49 Сейчас в теме
(40) Слава богу, что это не мы.
42. genayo 05.02.19 15:51 Сейчас в теме
(41) Главное, верить в это. Всё остальное не важно.
43. acanta 05.02.19 16:02 Сейчас в теме
(42) Одни верят в то, что у них получается шедевр, другие в то что мы серая масса. Даже те, кто верит в то, что они серая масса, могут при этом верить в то, что найдется среди них кто нибудь, способный если не на шедевр, то хотя бы на что-нибудь годное к применению с первого раза.
Как говорили цыгане Штрауссу - "совсем петь нечего".
44. genayo 05.02.19 16:08 Сейчас в теме
(43)
Одни верят в то, что у них получается шедевр, другие в то что мы серая масса

Фишка в том, что и то, и другое правда одновременно...
39. Vladimir Litvinenko 2865 05.02.19 15:00 Сейчас в теме
(37) Да как же тут забудешь )) Ещё часто встречается рекомендация никогда не забывать, что 1С-ник - это не программист, а сотрудник техподдержки и подкручиватеь гаек в типовых конфигурациях с сезонным спросом в периоды авральной отчетности ))

У бухгалтеров кстати есть другой мем про посмертный учёт и работу на государство, а не свою компанию ))
22. Senator_I 163 05.02.19 12:47 Сейчас в теме
(13)
Мы всегда делаем то, что не умеем, чтобы получить шанс первыми выйти на новый рынок.

Только сегодня об этом размышлял, по сути все отличные специалисты, в 1С или в серверах или сетях - не учились всему этому в институтах, максимум курсы и в бой. А в жизни просто удалось устроится на фирму или внедрить на фирме, где работаешь эти технологии и их обкатать. Ну и самообразование постоянное. В итоге чисто лотерея и извилистый путь, по которому уже за тобой, особо, не пройдешь, ввиду изменения технологий.
23. Aggressorak 05.02.19 12:54 Сейчас в теме
(13)
Стоит нормальные вещи назвать негативными словами и окрас всего происходящего меняется.
"Подсадить на себя" - это нормальные взаимоотношения. Взаимоотношения должны быть долгими, стабильными и понятными, это залог развития. Если не будет уверенности в завтрашнем дне, то не сможешь удержать свой штат сотрудников, не сможешь воспитывать новых, все как крысы с корабля побегут. Даже хуже, все сотрудники будут иметь запасные аэродромы и готовить плацдармы для отступления, если уверенности в своем работодателе не будет.

Это нормально, если все с этим изначально согласны. Но если Вас нанимают на разовые работы то это мягко говря не предполагается! Это уже аналог стандартной монополии со всеми вытекающими(качество конечного продукта, стоимость, сроки и т.д., всё будет в заднице), и контрагент сделать с этим почти ничего не сможет без больших финансовых потерь. Это по сути уже паразитирование, ну или шантаж как минимум, если более мягко... В это надо бы признаваться хотябы себе.
24. acanta 05.02.19 12:58 Сейчас в теме
(23) Иными словами, всех 1С ников нанимают на разовые работы продолжительностью от 0,5 часа (одна печатная форма) до 2 лет (какой-то проект). А они все такие мечтают о хорошей пенсии с декретным отпуском и ипотекой..
33. monkbest 115 05.02.19 13:57 Сейчас в теме
(24) оборзели! В отпуск им еще! пусть детей бухгалтерия рожает, программисты будут писать код!

:)
34. acanta 05.02.19 13:59 Сейчас в теме
(33) Классический бабушкин вопрос: Почему одних любят, а других замуж берут?
36. Aggressorak 05.02.19 14:05 Сейчас в теме
(24) Именно, дык ещё свою мечту и претворяют в жизнь такими подлыми методами!)
19. Bеgemoth 05.02.19 11:31 Сейчас в теме
Как-то всё очень грустно описано :) Может это потому, что только с одной точки зрения - франча, фрилансера или чего-то вроде того? По крайней мере "Выжать" - это именно отсюда.
С точки зрения фикси - всё куда лучше выглядит:
1. "Подсадить". Найти работодателя, для которого на постоянной основе выполнять работу и ежемесячно получать за это деньги? Хмм.. какое коварство..
2. "Зацементировать". Это инициатива работодателя. Зацементировать - это же не значит, что программист всеми руками и ногами отмахивается от предложений ну хоть что-то ещё сделать и вместо этого сидит на краю ... чего-нибудь, не знаю... свесив ножки и за красивые глаза получает деньги. "Зацементировать" на фикси состоит из двух стадий: "всё целиком не продумали, давай пока реализуй как есть, чтоб хоть как-то заработало, срок затягивается уже, потом додумаем" и "нахрена там что-то доделывать, ведь всё же и так работает, давай, тут уже за другой проект надо приниматься. Что за рефакторинг?!". Так что зацементировать - это точно не минимизация усилий.
А про оклад: на всех местах работы в итоге предлагал перейти на сдельную оплату, всегда отказывались. Неудобно это работодателю, ибо непредсказуемо. "А вдруг ты больше меня заработаешь, это что ж тебе прям вот всё и выплачивать??".
3. Ну про "выжать" чуть выше написано, непонятно как фикси может "выжать". Если только перед уходом взять отпуск, получить отпускные и уволиться сразу после.
4. "Поучиться" - ну как бы обучение любого специалиста(из любой сферы, не только ИТ) полезно для работодателя. Естественно, реальное обучение (после которого специалист может сделать больше и быстрее, чем до), а не красивый дорогой сертификат на стене. Если что-то делает тебЕ лучше, чем делало раньше, то это стоит денег.

Как-то так...
20. spectre1978 60 05.02.19 12:07 Сейчас в теме
(0) автор, вы когда в магазине еду покупаете - вы ведь не полагаете, что подсаживаетесь на нее? Хотя кушать надо и сегодня, и завтра, и еще на много, даст Бог, лет вперед... Также любой бизнес нуждается в товарах и услугах, чтобы он мог работать. Он подсажен на водоснабжение, электричество, людские ресурсы. Практически каждый день все это ему надо. А может, собственнику отказаться от этой иглы и самому для себя свет динамо-машиной вырабатывать?
И насчет того что с программных решений сложно соскочить - все сильно преувеличено. Любой код (говно- или неговно, неважно какой) можно выбросить и написать новый, вопрос только в цене. Как гласит старая еврейская пословица, если проблему можно решить за деньги - это не проблема, это расходы. Но есть момент принятия решения - минуту назад это нецелесообразно, сейчас целесообразно, отказываемся и переделываем. Вот и все.
Описан обычный процесс бизнеса. Есть два купца, есть товар. Договорились - хорошо, не договорились - ну, пошли в стороны гулять. У обоих есть интерес, и мне кажется, непрофессионально вплетать сюда эмоции и примеры с девушками и кавалерами.
Hammerboy; zqzq; profiprog1c; Senator_I; +4 Ответить
25. profiprog1c 248 05.02.19 13:06 Сейчас в теме
(20) Очень правильно написано. Все так и есть на самом деле как вы пишите. А автор статьи как всегда где-то в облаках витает или в стране эльфов. Да и автор так грозно пишет: не читайте эту статью собственники ай-ай-ай, выдам все тайны ой-ой-ой. Да чихали собственники на эти тайны, потому что это и не тайны.
45. acanta 05.02.19 16:21 Сейчас в теме
(уточняю для тех, кто любит уточнять) безликая..
46. Painted 49 05.02.19 16:52 Сейчас в теме
(0)
Только когда к стенке припёрли — признался, что не знает 1С. Просто уволился, и пошёл искать следующую компанию, которую можно выжать.
Жизненно. )))
Была такая ситуация у родственника, только с главбухом, в Москве, еще до кризиса-2014. Главбухов остро не хватало, а тут дама с солидным резюме. Когда, наконец-то, раскусили ее, то директор начал копать и выяснил, что у человека деятельность основная такая. Устроиться на теплое место и продержаться как можно дольше. С каждым разом строчка в резюме прибавлялась, опыт увеличивался. Даже чему-то училась по ходу и потому была все успешней и успешней. Начиная с нескольких месяцев, дошла до нескольких лет.
47. acanta 05.02.19 16:58 Сейчас в теме
Ваше резюме является предметом торга между вами и вашим работодателем.
48. Yashazz 4707 05.02.19 18:17 Сейчас в теме
...меня тут жена спросила, почему я перестал публиковать свои разработки на ИС.
Вот потому, что такая болтовня, такие пустопорожние рассуждения всё более и более популярны и получают плюсы. А реальные полезные вещи остаются за кадром, и тихо пылятся.

Некоторые красиво философствуют и получают за трёп свои плюшки. А некоторые делают реальное дело без лишней болтовни.
49. genayo 05.02.19 18:29 Сейчас в теме
(48) Странный вы, зачем свои действия от других в зависимость ставить? Зависть, жажда признания, или что?
Алексей_mir2mb; acanta; +2 Ответить
52. Yashazz 4707 06.02.19 00:13 Сейчас в теме
(49) Очень просто. Мне хотелось бы, чтобы реально полезные наработки находили бы свою аудиторию и своего пользователя. Раньше так было на ИС. Теперь, усилиями трепачей, аудитория размывается, ИС мутирует в эдакий болтальный чат с рассуждениями "за жисть". Если сравнить, что висело "в топе" года четыре назад и сейчас, то увидим, что болтовни подобного рода было в разы меньше.

Зависть - это если б чья-то очень толковая мысль, похожая на мою, была бы круто реализована и выложена. А завидовать быличкам "как мы в айти рабатывали" - неинтересно)
53. acanta 06.02.19 00:27 Сейчас в теме
(52) Так это же хорошо, есть чему завидовать, лучше стало! В среднем по больнице.
Былички о тяжелой жизни провинциальных 1с ников никому не интересны. Вместо них и пишут философический треп, поскольку за мкадом больше нечего сказать, после таких авторитетов. Аудитория у тех, кому она нужна, кто поддерживает обратную связь и обновляет/развивает свои решения, есть.
54. Yashazz 4707 06.02.19 00:31 Сейчас в теме
(53) Я не понял, причём тут зависть и мкад. А Вы, похоже, не поняли мою мысль. Попробую ещё раз: речь вообще не о быличках и трёпе, а о разработках - конфигурациях, обработках, отчётах, интересных решениях. ИС вообще начинался и развивался в этом русле, а не как скопище айтишных блогов. Это немножко не ЖЖ вообще-то.
56. genayo 06.02.19 05:16 Сейчас в теме
(52) Ага, то есть ваши разработки должны видеть 100 человек, 10 вам не достаточно? По мне так это тщеславие. А у Инфостарта главная и основная задача деньги зарабатывать, если что, и "трёп за жизнь" в этом помогает, хабр тому примером.
60. leemuar 06.02.19 12:58 Сейчас в теме
(52) выкладывайте свои разработки, пожалуйста. Если вы их выложите - шанс что их найдет своя аудитория больше нуля. Если вы не выложите - шанс равен нулю. Мне кажется выбор очевидный.
50. acanta 05.02.19 20:13 Сейчас в теме
(48)
некоторые
пришли сюда только потрындеть. Они получают плюшки за это от таких же.
Реальные вещи и интересные статьи повышают курс стартмани. Они тоже будут пылиться, но возможно вдруг понадобится - нагуглит что-то на инфостарте и рейтинг инфостарта подрастет.
Если у вас нет своего ресурса, который бы монетизировал обращения из гугла, то можно конечно выкладывать что-то только на инфостарт. При наличии собственного ресурса публикации на инфостарте играли бы роль рекламы и сарафанного радио.
Без него, да - это мысли в космос (как "деньги на ветер").
51. acanta 05.02.19 23:01 Сейчас в теме
(48) И нюанс в том, что любая негативная информация, будь-то ошибка, недочет, недостаток или просто какое-либо непонимание/несогласие с мнением клиента в сарафанном радио распространяется со значительно большей скоростью чем реклама. Можете проверить сами. Сарафанный радио-рынок ненадежная вещь, и рассчитывать на него нельзя. Посмотрите фильм Соломон и Шеба. Он как раз о бизнесе, главный герой и похож на Игоря Талькова и сюжет почти библейский и царица Савская еще не сыграла Женщину кошку.
59. Bеgemoth 06.02.19 12:52 Сейчас в теме
(48) Разработок тут, я думаю, у каждого своих навалом. Прям тоннами пылятся(причем, заметьте, не какие-нибудь абстрактные "полезные разработки", а самые, что ни на есть, под себя и свои ситуации заточенные). А вот достойный собеседник или хотя бы просто человек с интересными мыслями (причем, опять-таки, заметьте, не только ему интересными) - это по нынешним временам редкость.
А разработки за кадром не остаются, только на них спрос меньше.
СергейК; venia; +2 Ответить
55. acanta 06.02.19 00:37 Сейчас в теме
Еще раз. ИС это помойка с просроченными или одноразовыми решениями и благодаря этому немножечко ЖЖ выкладывемые работы стали похожи на профессиональную взаимопомощь, а не трэш и стеб дедов над новобранцами. Хотите меряться квалификацией - миста, Кубань, франчайзи и хотлайн на первой странице каждой книги лицензонной 1с. Я надеюсь вы их держали в руках хотя бы раз.
kuzyara; strrike; +2 Ответить
62. Yashazz 4707 08.02.19 13:23 Сейчас в теме
(55) Хорошенький подход. ИС это помойка. Давайте дальше мусорить и свинячить, а желающим иного - айда на другие ресурсы. Вот интересно, что бы на подобную антирекламу сказал Доржи)
Если насчёт "держать в руках хотя бы раз" это мне, то я, страшно подумать, держал в руках многое - начиная со свежевынутой из коробки книги по 1С-Бухгалтерия 6.0 в 1998 году, и заканчивая ПрофРазработкой с личным автографом Нуралиева)
63. genayo 08.02.19 14:04 Сейчас в теме
(62) Как думаете, от того, что вы ничего не выкладываете, Инфостарт лучше станет?
64. acanta 08.02.19 15:01 Сейчас в теме
(62) Понимаю. Вы сегодня пишете здесь для кого? Во времена бухгалтерии 6.0 пользователей было меньше и все их вопросы касались бухгалтерии 2.0-6.0, и тех.поддержка горячей линии справлялась с обработкой заявок.
Сейчас ей вынужден помогать инфостарт, полагаю что коммерческая помощь за стартмани-центы более эффективна чем бесплатная техподдержка.
58. yyv-911 06.02.19 08:29 Сейчас в теме
любое решение которое появилось априори уже вчерашний день.
Оставьте свое сообщение