Я разработчик и пишу чат-ботов на заказ и для развлечения. Популярность набирает мессенджер WhatsApp, поэтому получаю много заказов именно для написания ботов под WhatsApp. Использую 1С в качестве платформы для разработки. Это позволяет мне максимально быстро выпускать требуемые доработки, а также снижает стоимость разработки. В конце статьи делюсь обработкой, которая помогла мне стартануть как разработчику чат-ботов на платформе 1С.
Бизнес готов платить за чат-ботов потому, что чат-боты с одной стороны снижают издержки за счет автоматизации части рутинных процессов, с другой стороны чат-боты значительно способствуют повышению продаж, т.к. позволяют удерживать клиентов, а также позволяют возвращать своих потерянных клиентов.
Для написания чат-бота WhatsApp, разумеется, нужен шлюз, программный интерфейс мессенджера. Не так давно компания Facebook опубликовала свой официальный шлюз - WhatsApp Business API. Однако получить доступ к шлюзу могут далеко не все желающие. Доступ к WhatsApp Business API возможен только через официальных партнёров Facebook, опубликованных на сайте компании.
Какие существуют ограничения WhatsApp Business API
- Чтобы использовать WhatsApp Business API требуется иметь юрлицо, например, ООО или ИП.
- Требуется платить ежемесячную абонентскую плату порядка 30.000 руб/мес.
- Требуется пройти длительную бюрократическую процедуру согласования аккаунта организации в facebook – порядка 3-4 недель.
- Нельзя отправлять первым что попало, а только шаблонное сообщение, которое также предварительно требуется согласовать с facebook.
- Требуется оплачивать каждое исходящие шаблонное сообщение отдельно по цене примерно 4 руб за сообщение.
Перечисленные выше ограничения поставили крест на использовании официального WhatsApp Business API в моих проектах. Платить абонентскую плату в размере 30.000 руб/мес для меня дорого. А если посчитать стоимость отправки каждого шаблонного сообщения, то при средней нагрузке бота суммарная стоимость выйдет порядка 50.000 руб/мес. За такие деньги, бота у меня никто не купит.
Какие есть альтернативы WhatsApp Business API
Одно время я использовал различные библиотеки с github, которые предоставляли доступ к WhatsApp API. Долго мучился, разбирался, настраивал. К недостаткам такого решения можно отнести то, что придется разбираться в дебрях кода, который собственно не относиться к чат-боту. Дополнительно потребуется оплачивать хостинг, чтобы модуль WhatsApp API работал и был доступен через Интернет.
Также надо понимать, что facebook постоянно вносит изменения в WhatsApp, поэтому библиотеки с github со временем перестают работать. Есть некоторый промежуток времени - день-два, в течение которого библиотека будет в нерабочем состоянии. Иными словами, ваш чат-бот не будет работать до тех пор, пока автор кода не выпустит новый патч на github. И такие обновления случаются по три-четыре раза в год и, как правило, внезапно. Приходится с нетерпением ждать патч в течение нескольких дней. А что, если патч не выйдет?
В Интернете нашел сервис, который позволяет писать чат-ботов для WhatsApp. Меня подкупил бесплатный тариф для разработчиков. В сервисе можно писать своего чат-бота сколь угодно долго и при этом не платить ни копейки. А когда чат-бот будет готов, то передать бот клиенту, а клиент уже заплатит.
Например, чтобы разработать чат-бота у меня уходит порядка одной недели, дополнительно требуется продемонстрировать работу заказчику. В итоге проходит около двух-трех недель с момента начала разработки до публикации. Всё это время я использую сервис Green API бесплатно. Когда бот разработан я передаю его заказчику, и уже заказчик оплачивает. Такие условия являются комфортными для меня.
Оба перечисленных выше способа использования WhatsApp API являются неофициальными. Иными словами, facebook не одобряет такое использование WhatsApp и борется с подобного рода сервисами и реализациями.
Какие риски при использовании неофициального шлюза WhatsApp API
Риск один - аккаунт воцап будет заблокирован без возможности восстановления. При этом номер телефона останется – можно будет по-прежнему совершать звонки и отправлять SMS, однако использовать приложение WhatsApp на данном номере будет невозможно.
Однако, если вы пишите чат-бота, то в этом случае все риски снимаются. Клиент пишет боту первым. Тем самым клиент косвенно соглашается вступить в диалог с ботом. Если клиент пишет вам первым, то вы никогда не получите бана. Однако есть возможность писать первым и самому, но в разумных пределах разумеется.
За два года у меня не было ни одного бана. Использую сервис преимущественно для чат-ботов и интеграции с различными CRM.
Выводы
Писать чат-ботов на официальном WhatsApp Business API могут позволить себе только большие ИТ-компании, которые работают с крупными заказчиками, для которых средний чек для чат-бота в 50.000 руб/мес не составляет проблем. Для мелкого и среднего бизнеса решением будет использовать неофициальный WhatsApp API с риском блокировки аккаунта, но по цене в десять раз ниже. По мере того, как бизнес начнет понимать эффективность чат-бота можно говорить о переходе с неофициального канала на официальный.
Для индивидуальных разработчиков и стартап-команд, однозначно, лучшим решением является использование неофициальных поставщиков WhatsApp API.
А вот, собственно, обработка с которой я начал свой путь разработчика чат-ботов на 1С.