Аналитики агентства Compo попросили экспертов российского рынка оценить тренды в развитии электронной торговли. В результате специалисты пришли к выводу, что процесс приобретения товаров уходит из оффлайна и смещается в сторону онлайн-торговли. Однако удобство поиска, заказа и оплаты товаров – лишь часть шоппинга: все большее значение приобретает качество доставки. То есть, получит ли покупатель товар в срок и неповрежденным.
Логистические модули
Модули управления логистикой занимают все большее место в составе программ. Например, есть самостоятельные решения – «TMS Логистика. Управление перевозками» или модули в составе продукта «1С-Логистика:Управление складом 3.0». В последнем поддерживается оперативная сборка и упаковка заказа даже несколькими пользователями, отгрузка частным клиентам, на другие склады или торговые точки. В случае отказа от товара предприятие может эффективно разобрать заказ и вернуть все обратно на места хранения.
Также существуют прикладные решения, разработанные программистами на предприятиях. Например, система «стола заказов» в супермаркетах, где запрос от оператора поступает на производство, упаковывается и передается в доставку. Все операции в решении завязаны между собой, а поступление заказов возможно из разных источников (интернет-магазинов, по телефону, от оператора в торговом зале). Увы, единого продукта для подобных решений нет, и модули часто приходится внедрять в существующие программы.
Кому нужна автоматизация логистики
Логистическое управление требуется не только крупным транспортным компаниям и сетевым магазинам, но и курьерским службам, складам и многим другим отраслям бизнеса. Планируется, что уже в ближайшие годы нормой станут 15-минутные экспресс-доставки, доставка за несколько часов от двери до двери и т.п. Решение таких задач уже происходит в больших компаниях, например, в Amazon.
В будущем повысится и уровень запросов от бизнеса, которому нужна возможность оперативно менять время и место доставки или отслеживать весь путь курьера. Но даже при таком количестве запросов информационные технологии в транспортную логистику проникают с трудом.
Переломный момент
Планирование заказов в Excel, координация водителей и курьеров по телефону, поиск маршрутов по бумажным картам – все это логистическая реальность в этом году. Прием и исполняемость заказов, построение маршрутов доставки и связь с покупателями проходят в различных системах, плохо связанных или вовсе не связанных между собой. Очевидно, назрела ситуация, требующая автоматизации логистического контроля.
Следующий год должен стать прорывным для внедрения таких решений: появляются более дешевые и эффективные продукты, доступные не только крупным организациям, но и среднему и малому бизнесу. Компании осознают, что покупатели требуют все более качественной, быстрой и точной доставки товара и не проявляют лояльности к тем, кто не может похвастаться предоставлением сервиса такого уровня.