Больше половины на биржах – «старые знакомые». Нет, они у нас не работали, я с ними даже никогда не разговаривал. Но я их постоянно встречаю, кочующих от компании в компанию, от биржи к бирже. Лучшая характеристика их негодности, как специалистов – это большой список фирм, в которых они себя не смогли реализовать. Их «желание роста и познания нового», «стрессоустойчивость», «легкообучаемость», «знание персонального компьютера», «навыки работы с Windows, Word и интернет», похоже, были просто взяты под копирку из других таких же бестолковых резюме. А уж фото! Право, лучше бы без фото. На меня смотрят подвыпившие глаза из-за столиков в ресторанах, лица из зеркал в туалетах, гопники в окружении братков, домохозяйки, вальяжно расположившиеся на потертых диванах, провинциальные модницы с невероятными декольте... Это какая-то насмешка над работодателем, парад комплексов, амбиций и безвкусицы! Чтобы я их принял на работу?! Я сам скорее уволюсь!
И мы меняем стратегию. Хватит искать, пусть ищут нас! Публикуем платное объявление. Оплачиваем все возможные «услуги» и «бонусы», чтобы висеть в топе, висеть сбоку, висеть в рамке, чтобы выпрыгивать из поисковиков, чтобы нас увидел тот самый наш специалист и не прошел мимо. И это работает. В первый день несколько звонков от совершенно новых кандидатов. С несколькими назначаем собеседование.
Мистер Х
Он – теоретик. Он может мне рассказать все про маркетинг, почему Panasonic поглотил Sanyo, почему Apple все так хотят, как работают скрытые образы в рекламе, как правильно составить коммерческое предложение. Рядом с ним я чувствую себя полнейшим нубом, млею и благоговею от услышанного, понимаю пробел своих знаний в этой области. Может, он – тот самый наш? Но это предположение мгновенно рождает в моем мозгу картинку, на которой Х сидит в пене, с двумя или тремя одновременно звонящими трубками, с открытой почтой на экране и десятком писем с заголовком «Пришлите пожалуйста счет», с недописанной рекламной статьей, с незаконченным сообщением в корпоративном блоге, с мной – директором, маячащим за спиной и ожидающим какой-то отчет… Сможете ли Вы, уважаемый, воплотить на практике все те прекрасные знания, что сейчас мне демонстрируете? Не разобьется ли Ваша харизма о скалы обыденности: обзвоны, счета, презентации, встречи с клиентами и простой, как лопата, вопрос в итоге: «Где бабло»?
Расстаемся «на подумать»…
Мистер Y
Он сразу располагает. У него интересный список компаний, где он работал. Ему хорошо знакома наша специфика. Он задает вопросы в тему. Он сразу понимает особенности нашего продукта, видит его преимущества на рынке. Он мало знает из теории маркетинга. Он – практик, и смотрит на жизнь с этой позиции. Для него результат всегда измерим в чем-то конкретном. Наверное, если бы мы продавали сотовые телефоны, то нам стоило бы за него ухватиться обеими руками. Но задача, которую я ставлю перед менеджером, звучит не иначе, как «выработка и реализация маркетинговой линии компании, вывод продукции на Российский рынок». Услышав это, Мистер Y сразу спрашивает у меня, есть ли у нас база для обзвона. Мне становится грустно. На должность менеджера нам подошел бы, пожалуй, Стив Джобс…
Миссис Й
Впечатление – вполне. Образование подходящее, опыт работы – тоже. Замечательно, что работала в крупной сетевой компании с традициями, дресс кодом и корпоративной этикой. Рассказываю о нас. Слушает, задает вопросы, смотрит материалы, делает по ходу правильные замечания. Говорю, что от менеджера жду, прежде всего, инициативы, чтобы мне не слышать никогда вопроса: «А что дальше делать?» Кажется, понимает. Переходим к условиям работы. Я на радостях делюсь всем тем, что принято у нас и работает, что, по сути, является внутренним кредо нашей компании. Да, з/п постоянная, выше конкурентных предложений, растет, и есть процент от продаж. Да, все официально. Нет, мы не следим строго за временем прихода и ухода. Да, можно иногда работать дома. Нет, каждый занимается своей задачей и никто не стоит у него за спиной. Нет, нам нужен не столько наемный работник, сколько партнер в команду. Да, все только в наших руках, и от того, как у кого получается его часть работы, зависит, будем ли мы успешны, как команда. Для нас успех компании – это успех каждого ее сотрудника.
Ловлю на себе недоверчивый взгляд. Читаю в нем что-то про колониальных эксплуататоров, старающихся поработить мир, заставить на себя всех работать, а самим – уехать на изумрудные берега. Беспомощно пытаюсь оправдаться. Я не такой! Мы не такие!!! Мы – не мелкая контора с мелочным руководством. Для нас работа – это возможность вместе обеспечить свое будущее, возможность реализовать мечты. В конце концов, нам просто нравится то, чем мы занимаемся, нравится вместе строить свой бизнес...
«На подумать» расстаются со мной. Напугал.
***
Мне понравились все пришедшие кандидаты. И все одновременно в чем-то разочаровали. Кто-то не имеет практики, кто-то слаб в теории, а кто-то боится ответственности. Может, я слишком многого жду от менеджера? Может, ставлю задачи слишком общие? Мне бы посадить девочку на обзвоны, рассылки, ставить конкретные цели, никаких высоких идей. Пришла к 9-и, обзвонила – сколько? Пусть записывает! А этим перезвонила? Нет? Почему? А сюда опубликовала материал? А этих пригласила? Этим счета отправила?..
Я в панике. Нет, тысячу раз нет!!! Мне не нужна обезьянка, нажимающая кнопки. Мне нужен именно менеджер, который будет определять маркетинговую линию компании, реализовать ее, делать это грамотно и красиво. Чтобы нас заметили на рынке, чтобы нам не превратиться в одну из тысяч мелких контор с мелочным руководством, стремящимся поработить мир, а самим уехать на лазурные берега…
Но где такого специалиста взять? К сожалению, сегодня многие идут в менеджеры просто потому, что ни чем другим заниматься не умеют или не хотят. К сожалению, многих руководителей такие менеджеры устраивают. К сожалению, наши университеты таких менеджеров «на обзвоны» и готовят. Те теоретические знания, что им дают, на практике работают плохо. У этих выпускников напрочь отсутствуют навыки стратегического мышления, инициативность, понимание, что менеджер – это прежде всего руководитель, что на нем завязано многое, и он определяет будущее компании.
Поднимаю глаза к небу. Где-то там созвездие Орион…