Архивы одного проекта: 1-сезон «Начало»

14.08.13

Управление ИТ - Стандарты и документация

Оглядываясь назад на пройденные огонь, воду и медные трубы, обретя опыт, знания, лобовую броню в 100мм и легкий броник для повседневной работы, хочется поделиться простыми, но эффективными техниками по устранению проблем во время очередного внедрения.
Статья для тех, у кого ещё все впереди.

Проблема: Идет внедрение на очередном предприятии. Как обычно, в головах царит хаос, вокруг зоопарк экселя. Полным ходом идет автоматизация бардака, в результате получаем на выходе – автоматизированный бардак.

Симптомы: Каждый отдел по-своему классифицирует состояние сделки, по-своему отражает  события по сделке, в частности это проявляется в разных подходах в бухгалтерском и управленческих учетах.

Причина: Отсутствует методическая база на предприятии. Она даже не находится в зачаточном состоянии. Её просто нет!

Решение: Разработать простую и универсальную концепцию учета сделок и внедрить в её в сознание каждого сотрудника. Учитывая занятость и объем оперативной памяти пользователей решено уместить её на 3-х листах А4.

Так появился документ:

 

Методологические материалы по использованию АС ОУУ

 

Автоматизированная система оперативного управленческого учёта, сокращённо АС ОУУ, является информационной системой. Назначение данной информационной системы заключается в отражении текущего состояния некоторой предметной области в режиме он-лайн, с возможностью проводить анализ динамики изменений состояний отраженных событий.

Для правильного понимания логики функционирования АС ОУУ необходимо рассмотреть элементы предметной области системы – деятельности компании.

 

Бизнес процессы

Вся хозяйственная деятельность предприятия представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных действий, работ, выполняемых сотрудниками предприятия. Поэтому деятельность предприятия по достижению своих целей может рассматриваться как совокупность бизнес-процессов.

Бизнес-процесс – это совокупность (набор) логичных, последовательных и взаимосвязанных действий (мероприятий), выполнение которых приводит к некоторому результату и/или состоянию.

Бизнес-процессы имеют иерархическую структуру. Т.е. любой бизнес-процесс может быть разбит на подпроцессы, а те, в свою очередь, на действия, мероприятия и т.д. С другой стороны каждый бизнес-процесс может рассматриваться как подпроцесс более общего процесса.

Бизнес-процессы подразделяются на производственные и административные. В дальнейшем производственный бизнес-процесс будем называть производственным процессом, а административный бизнес-процесс будем называть просто бизнес-процессом.

 

Определение сделки

Базовым элементом (бизнес-процессом) хозяйственной деятельности предприятия, в результате которого, собственно, и появляется прибыль, является сделка.

  Можно сказать, что сделка – это акт обмена некоторого количества материальных ресурсов (или услуг) на некоторую сумму денег (финансовых ресурсов) на определенных, предварительно оговоренных условиях. Отношение суммы денег к количеству материальных ресурсов определяет цену сделки.

Именно наличие совокупности предварительно оговоренных условий, неизменных при исполнении обязательств по сделке отличает одну сделку от другой. Иными словами, в рамках одной сделки на основе предварительной договоренности может осуществляться как несколько поставок материальных ресурсов, так и несколько платежей.

В сделке обычно участвуют две стороны, хотя бывают и трёхсторонние сделки. Трёх- и более стороннюю сделку всегда можно свести к нескольким двусторонним.

Часто сделку отождествляют с договором. Это неправильно. В рамках одного договора, например, поставки, может быть осуществлено несколько сделок. Да и одна сделка, может оговариваться в нескольких договорах. Вообще говоря, договор – это более широкое понятие.

Важно подчеркнуть, что факт заключения сделки уже накладывает взаимные материальные и/или финансовые обязательства на обе стороны, участвующие в сделке. «Ты – мне (товар), а я – тебе (деньги)». В бухгалтерии на этом этапе сделку еще «не видят» (не учитывают). В бухгалтерский учет информация попадает только тогда, когда по сделке началось движение либо денег, либо товара (первое событие). При этом информация о сделке, как таковой, в бухгалтерский учет вообще не попадает. Точнее сказать, она присутствует в виде договоров или счетов, но в бухгалтерских учётных регистрах не отражается.

Но в управленческом учете информация о самом факте заключения сделки, так и ее условиях должна присутствовать, так как без этой информации невозможно осуществлять планирование движения денежных средств и товароматериальных ценностей.

Этапы сделки.

Осуществление сделки представляет собой бизнес-процесс, в котором можно выделить пять подпроцессов: три основных и два вспомогательных или обеспечивающих.

Основные подпроцессы.

  1. Собственно заключение сделки, т.е. достижение договоренности с контрагентом (поставщиком или покупателем) об акте купли-продажи на оговоренных и зафиксированных условиях.
  2. Осуществление и контроль  движения (отгрузки или доставки) товароматериальных ценностей (ТМЦ) или услуг по сделке.
  3. Осуществление и контроль движения денежных средств (ДС) по сделке.

Вспомогательные (обеспечивающие) подпроцессы. 

  1. Обеспечение и контроль движения документов по сделке;
  2. Контроль исполнения обязательств по сделке, наличия правильно оформленных документов; передача документов в бухгалтерию.

Первый этап обычно предшествует всем остальным. Второй, третий выполняются параллельно. А в завершение выполняются действия четвертого и пятого этапов, на которых, как правило, внимание не акцентируют и в отдельный этап не выделяют.

Важно понимать, что каждый из этапов (подпроцессов) сделки в свою очередь может быть разбит на более «мелкие» подпроцессы.

Поскольку сделка представляет собой процесс, разворачивающийся во времени и пространстве, то будет целесообразным для более детального понимания сути происходящих процессов, представить этапы выполнения сделки в виде временной диаграммы Ганта.


При «нормальном» протекании каждая сделка  имеет три временных этапа, четыре состояния, которые разделяются событиями.

 

Классификация сделок

Сделки подразделяются:

  • по виду – на сделки закупки (входящие) и сделки продажи (исходящие);
  • по форме оплаты – на сделки с безналичной оплатой и оплатой наличными
  • по условиям оплаты – по факту поставки, с отсрочкой платежа, по предоплате;
  • по месту отгрузки – с «наших» складов или со складов поставщиков;
  • по доставке – «наша» доставка или доставку обеспечивает контрагент.

 

Исходя из приведенной классификации, можно говорить, что в нашей работе используются сделки различных типов. И каждый тип сделок порождает свой уникальный набор хозяйственных операций, который и отражается соответствующим образом в АС ОУУ.

Ресурсы

Другим важным элементом предметной области информационной системы АС ОУУ  являются ресурсы предприятия.

Каждое предприятие в процессе своей деятельности приобретает, потребляет, производит и продает, то есть по сути, преобразовывает, различные ресурсы.

Любые ресурсы, используемые предприятием, могут быть отнесены к одному из пяти  видов:

  • люди, человеческие ресурсы – сотрудники предприятия;
  • капитал, финансовые ресурсы;
  • материальные ресурсы;
  • технологические ресурсы;
  • информационные ресурсы.

Основной задачей любой учётной системы и является сбор, обработка, хранение и предоставление пользователям информации о текущем состоянии ресурсов предприятия и динамике его изменения.

Формально можно сказать, что в результате деятельности предприятия, т.е. исполнения бизнес-процессов, как производственных, так и административных, происходит изменение состояния ресурсов предприятия, количественное и/или качественное.

 

PS Как ни странно, но такой простой документ совершил просто Чудо. Любой спор грозящий перейти в состояние в ступора, останавливался одной фразой: «Сделка - состояние законтрактовано» И не важно собеседник понимал суть фразы или делал вид, что понимает, но дальше начинался конструктивный диалог, который почему-то обязательно заканчивался фразой содержащей в  той или иной форме слова «первое событие» с многозначительной миной.

PS2 Большое спасибо проекту «Доминикана», который помог мне открыть для себя Инфостарт. Благодаря проекту я превратился из пассивного наблюдателя в активного участника дискуссий. Проходит время, приходит опыт, заживают набитые шишки, проблемы решаются на уровне рефлексов. Проходит время батлов, приходит время принимать пользователей такими, какие они есть. И если мои архивы кому-то в этом помогут – буду очень рад.

 

PS3 Ах да! Было бы интересно взглянуть на архивы других разработчиков – любопытно, кто и как видит Сделку?


См. также

Взгляд со стороны Заказчика Работа с заинтересованными сторонами Стандарты и документация Бесплатно (free)

Статья про то, как выстроить с Заказчиком прозрачные и доверительные отношения на всем пути — от коммерческого предложения до запуска. Покажем, как вовлекать его уже на этапе подготовки КП: делать документ вместе, чтобы было ясно, за что клиент платит и что в итоге получит. Разберем, как сбалансировать загрузку проектных команд и бюджет, выбирая подходы, которые не создают простоев и сохраняют темп. Также расскажем о том, как управлять ожиданиями с помощью стандартизированной документации и понятных результатов по каждому этапу. И, наконец, о том, как зажечь и удержать интерес пользователей.

21.10.2025    256    0    user1984674    0    

0

Внедрение изменений Стандарты и документация Бесплатно (free)

При внедрении новых систем подготовка данных и нормативно-справочной информации часто становится источником рисков: результат не удовлетворяет стороны, а сроки и бюджет проекта оказываются под угрозой. Разберемся, как эффективно организовать этот процесс. Обсудим распределение ответственности между исполнителем и заказчиком, оптимальные сроки начала подготовки и методы ее организации. Расскажем об основах теории классификации для структурирования данных, а также о подходах к оценке затрат и управлению рисками. Статья поможет сформировать четкое понимание объема работ, зон ответственности и ожидаемых результатов на каждом этапе.

02.10.2025    984    0    user1923656    0    

3

Стандарты и документация Работа с требованиями Взгляд со стороны Заказчика Бесплатно (free)

«Без хорошего ТЗ — результат такой себе». Но что делать, если ТЗ все время получаются плохими? Вместо того, чтобы заставлять заказчиков следовать шаблонам, мы применили концепцию обучения Дэвида Колба. В статье делимся опытом проведения 8 мастер-классов для 60 коллег по основам написания ТЗ, декомпозиции требований и описанию ошибок. Вы не получите волшебную таблетку, но узнаете конкретный план действий, который поможет сократить время анализа требований и улучшить коммуникацию в команде.

25.09.2025    700    0    user1514417    0    

1

Стандарты и документация Россия Бесплатно (free)

Система менеджмента качества уже много лет активно применяется в среде "1С-Франчайзи". Но не все и не всегда используют ее на 100%. Делюсь, как это делаем мы уже достаточно давно.

04.09.2025    512    0    user1073387    1    

3

Стандарты и документация ИТ-компания Россия Бесплатно (free)

Организация ведения проектной документации на базе СППР. Как решить вопросы эффективности при проектах, направленных на доработку или внедрение новых продуктов от 1С, при "зоопарке" программ финансового учета и анализа, бухгалтерии ведения конструкторской документации и самое "любимое" это разработки, целые системы на 1С, которые не имеют документации.

02.09.2025    1567    0    user1023273    3    

3

Взгляд со стороны Заказчика Работа с требованиями Стандарты и документация Бесплатно (free)

Погружаемся в реалии крупных проектов, где тестирование – не просто этап контроля качества, а инструмент управления ожиданиями, снижения рисков и успешного внедрения.

29.08.2025    1094    0    larandrey    0    

1

Стандарты и документация Оценка проекта Бесплатно (free)

Корректно формулировать предпосылки и цели проекта умеют немногие. Как показывает практика, с этим очень тяжело справляются функциональные заказчики. И даже для сотрудников, которые много лет занимаются проектами внедрения информационных систем, это не тривиальная задача. Расскажем о том, как проверить корректность целей, сформулировать предпосылки и правильно составить Устав проекта.

13.08.2025    848    0    INK2018    5    

6

Работа с требованиями Стандарты и документация Бесплатно (free)

Удивительно, но до сих пор большинство аналитиков не слышали о своде знаний по бизнес-анализу BABOK Guide и не знают, что фактически уже используют его техники в работе. Расскажем о том, как с помощью техник BABOK сделать ТЗ максимально «живым» – структурировать требования, визуализировать процессы, смоделировать данные и интерфейсы, чтобы ТЗ было понятно и заказчику, и разработчику.

31.07.2025    1669    43    otkalo    8    

2
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. Yashazz 4883 08.08.13 14:01 Сейчас в теме
Немного не понял - это отчёт о "Доминикане" или нет? Если нет, то каким боком вам помогла "Доминикана"?
2. Evgen.Ponomarenko 571 08.08.13 15:05 Сейчас в теме
(1) Yashazz,

Нет это не отчет о "Доминикане", но мне очень интересен ход проекта.
Эта публикация появилась в ответ на ветку обсуждения:
http://forum.infostart.ru/forum90/topic91198/

В свое время мы столкнулись с проблемой разработки конфигурации с нуля.
И сразу уперлись в проблему классификации сделок. С тех пор много воды утекло...
Все стало на свои места. Проект сдан в архив. Но я решил, что стоит поделится
наработками с теми кому эта тема интересна.
CeHbKA; Elisy; +2 Ответить
Для отправки сообщения требуется регистрация/авторизация