Здравствуйте, решил поделиться своим опытом разработки системы оповещения абонентов о задолженности.
В организации возникла необходимость проводить оповещение о задолженности абонентов, в связи с чем было принято решение реализовать «автообзвон» абонентов при помощи голосового оповещения с произнесением сумм задолженности, а также с использованием SIP телефонии.
Для разработки такой системы был выбран продукт Call office, в составе которого есть необходимый COM-объект для взаимодействия с внешними системами.
В организации учет ведется при помощи 1С: Бухгалтерии 3, в ходе анализа работы было принято решение написать отдельную конфигурацию, при помощи которой будет осуществляться непосредственно обзвон абонентов. 1С: Бухгалтерия используется постоянно, и может возникнуть необходимость вносить какие-то оперативные изменения в конфигурацию, что может помешать работе автообзвона, или же наоборот автообзвон может помешать в монопольном доступе к базе, поэтому и было принято решение сделать это отдельной конфигурацией.
Примерный смысл работы в следующем – в определенное время, к примеру, каждого 10 числа следующего месяца, и 25 числа этого же месяца – запускается база Автообзвон и ведет по списку обзвон абонентов, используя COM-объект из состава Call Office. Юридические лица обязаны по договору – оплачивать задолженность (или текущее начисление за предыдущий месяц) – с 10 числа следующего месяца, физические лица в этом случае не информируются. Время обзвона с 09-00 до 17-00, обзвон физических лиц 19-00.
Формирование списка абонентов с телефонами и суммами задолженности было возложено на конфигурацию 1С:Бухгалтерия, - сделана доработка в виде регламентного задания, которое запускается 09 и 24 числа каждого месяца, проверяя при этом, будет ли следующий день – рабочим днем (проверяем - при помощи типового производственного календаря из 1С) и формирует список для выгрузки в конфигурацию автообзвон. Обмен осуществляется при помощи правил обмена и обработки Универсальный обмен данными.
После формирования и выгрузки списка задолженности – происходит оповещение на электронную почту – ответственным лицам – в виде сообщения – Будет произведен обзвон, и прикладывается список абонентов.
Далее, когда наступает событие (10 числа 9-00(ЮР), 19-00 (ФЛ), 25-числа 9-00, 19-00(ФЛ) – запускается база Автообзвон – загружаются данные из файла обмена и запускается непосредственно обзвон абонентов. Оповещение производится при помощи заранее подготовленного списка фраз(из голосовой библиотеки) – для наших абонентов – это 3 различных варианта текста. После проведения обзвона – опять же высылается сообщение на электронную почту ответственным лицам – со списком абонентов, временем обзвона, продолжительностью и статусом – не взяли трубку, ошибочный номер, номер занят и т.д.
Call Office имеет в своем составе – очень обширную голосовую библиотеку, позволяющую составлять любые фразы и произносить цифры (для сумм задолженности). Единственный момент – нам необходимо было заказать диктору фразу (отсутствующую в голосовой библиотеке) – с названием нашей организации. Также никто не мешает записать собственный звуковой файл и выдать его на телефоны абонентов.
Call Office позволяет работать с различным оборудованием, но тут мы не вдавались в подробности, а был выбран вариант обзвона при помощи IP-телефонии (SIPNET.ru), т.к. текущий городской номер телефона не должен быть занят во время обзвона. Для того, чтобы не путать абонентов – в sipnet есть возможность присвоить нашей линии (IP-телефонии) – тот же номер, т.е. чтобы на определителе высвечивался номер нашей организации.
В дальнейшем мы стали использовать IP телефонию Ростелекома.
Сама база Автообзвон состоит из нескольких простых объектов
Баланс ЛК – подключаемся перед обзвоном к личному кабинету с помощью http-сервиса и проверяем баланс, если баланс достаточный для обзвона (количество минут) – то запускаем обзвон.
Библиотека сообщений – заранее подготовленные фразы для обзвона.
Контрагенты – содержит список контрагентов из базы 1С: Бухгалтерия – которые приходят в эту базу с обменом (УИД – Контрагента из базы 1С БП3 = УИД Контрагента из базы Автообзвон)
Обзвон – регистр сведений, который содержит информацию о том, какой контрагент, какая задолженность, по какому шаблону текста говорить о задолженности, т.е. несколько шаблонов у нас есть. Если контрагент не успел оплатить стандартно, т.е. в первых числах следующего месяца – то такой текст, через недели две или месяц, оповещение уже с более строгой фразой.
Во время обзвона фиксируем – по какому шаблону был произведен обзвон, когда, в какое время, длительность звонка – т.е. тут можем фиксировать, прослушал ли контрагент все или бросил трубку, или вообще не взял трубку - т.е. информацию для дальнейшего анализа.
Шаблоны сообщений – это то, что проговаривает робот
Вот такие шаблоны были нами составлены для оповещения. Перед отправкой в шаблон подставляется сумма задолженности.
В период нескольких дней после обзвона – собирали небольшую статистику, возможно, контрагенты и так оплачивают вовремя задолженность, но как показала практика – обзвон роботом придает хоть и небольшой, но дополнительный стимул к оплате, а также является напоминанием контрагенту-абоненту, и плюс информация о сумме долга в тексте сообщения.
P.S. Для работы COM-объекта CALL OFFICE необходима 32-разрядная платформа 1С:Предприятие, у нас же была установлена 64-разрядная система, поэтому вместо регламентного задания – мы использовали 32-разрядную систему 1С (с конфигурацией Автообзвон) и запускали через планировщик задач Windows, при помощи bat-файла. (Для этого в конфигурации предусмотрен ключ командной строки –ЗапуститьОбзвон).