Побеседовав с Андреем Конашенковым, ИТ-директором «Агентства “Мавинс”» и ветераном конференции, мы еще раз убедились, в Infostart Event главное – это участие. А про главное для бизнеса читайте в нашем интервью.
– Сейчас модно делать прогнозы и разного рода форсайты, вам какие тренды в ИТ видятся перспективными на ближайший год?
На этот вопрос отвечу, используя собственную «колокольню» и взгляд с нее. Моя профессиональная деятельность лежит в сфере авиаперевозок. Поэтому, как мне кажется, на первый план выйдет использование искусственного интеллекта и машинного обучения. В частности, у нас это будет реализовано в поисковых алгоритмах на сайтах авиакомпаний, метапоисковиков и OTA (англ. Online Travel Agency), а также в CRM и backoffice-системах при обработке клиентских заказов. В отрасли уже есть успешные проекты по внедрению данных технологий. Ну, и конечно, свою роль сыграет импортозамещение.
– А какие трудности придется преодолевать, с чем сталкиваетесь повседневно? Как решаете подобные задачи?
Все проблемы в ИТ-сфере, с которыми мы сталкивались, так или иначе связаны с человеческим фактором. Будь то квалификация специалистов 1С, несоизмеримая с желаемой ими оплатой труда. Или низкий уровень разработчиков стороннего программного обеспечения, которое приходится использовать в связке с 1С, для получения доступа к другим отраслевым информационным системам, разработанным еще лет 20 назад. Решение этих проблем – только в обучении собственных специалистов, повышении их квалификации.
Ну и, конечно, мешает недостаток финансирования, который всегда препятствовал развитию информационных технологий в отдельно взятой компании. С этой проблемой справиться можно, только развиваясь.
В своей долгой карьере 1С-ника все проекты, которыми я занимался, были в области автоматизации учета продаж авиаперевозок и сопутствующих им услуг. Благодаря законотворческим органам «покой нам только снится». Изменения в документах, регламентирующих отношения между субъектами в нашей отрасли, происходят часто, и бывает, что они заставляют кардинально менять технологические процессы и их автоматизацию. Помогают в этом только опыт и знания технологий. Также полезны оказываются в решении новых задач те возможности, которые появились в платформе 1С:Предприятие. Но они же и мешают, когда процесс автоматизации накладывается на необходимость перехода на обновленную платформу. Вот такой круговорот.
– Можете назвать решения 1С, которые используете, и какие выгоды они дают компании в плане автоматизации?
Очень бы хотелось написать, что мы, вслед за передовыми компаниями, внедрили у себя ERP и двигаемся семимильными шагами в светлое будущее.. Но это не так. Для решения наших задач вполне хватает конфигураций 1С:Бухгалтерия 3.0, 1С:Зарплата и управление персоналом и 1С:Документооборот. Базовая конфигурация – это 1С:Бухгалтерия, дополненная собственными подсистемами, с максимальным использованием БСП и типовых бухгалтерских документов, где только это возможно. Сильным подспорьем стала система расширений, которые мы повсеместно применяем.
Автоматизация на базе решений 1С дает очень много преимуществ. Именно для таких небольших компаний, как мы, когда большинство хозяйственной деятельности организации укладывается в типовые бизнес-процессы. Соответственно, ту часть, которая специфична и не реализована в конфигурациях 1С, можно систематизировать, используя стандартные объекты – справочники, документы, регистры.
– Были какие-то трудности с кастомизацией решений 1С? Справлялись сами или шли к франчайзи?
Трудности, как правило, дают о себе знать при выходе новой версии конфигурации, когда разработчики 1С «вдруг», как нам кажется, решают переделать подсистемы. Но это все преодолимо.
А вопрос обращения к франчайзи для внедрения каких-то систем перед нами никогда не стоял. С момента основания нашей организации все версии бэк-офисного программного обеспечения создавали собственными силами. Разработка «с нуля» новой версии занимала два-три месяца ежедневной плотной работы нескольких наших специалистов, хорошо знакомых со отраслевой спецификой. Привлекать к таким проектам франчайзи считаю нецелесообразным, потому как и сроки, и стоимость работ, да и качество тоже, будут несравнимы.
– Когда выбираете сотрудника, на что смотрите прежде всего?
Может быть, я неправ, но меньше всего при выборе специалиста я обращаю внимание на имеющиеся у него сертификаты. Просто потому, что, по моему мнению, действующая система аттестации 1С дискредитировала себя. Во многом благодаря фирмам-франчайзи, для которых, в первую очередь, важно количество, а не качество сертифицированных специалистов. Поэтому для меня критично умение человека творчески мыслить, искать нетривиальные решения и, в то же время, уметь пользоваться «вселенским разумом» сети Интернет.
– Тогда какие подходы в управлении вы используете?
Ни Scrum, ни «водопад». Считаю, что для команды из трех разработчиков, находящихся в одной комнате, эти технологии избыточны. В силу небольшой численности организации и специфики внутренних технологических процессов мне как руководителю приходится быть в роли «и швец, и жнец, и на дуде игрец». То есть и новые техпроцессы создавать, и ревью кода делать, и тестировать решения. А в управлении людьми всегда помогает старая добрая политика «кнута и пряника». Главное – не перегнуть ни с одним, ни с другим.
– Зачем идти в 1С-ники?
Я начинал заниматься 1С в далеком 1997 году еще в версии 6.0. И тогда профессии 1С-разработчика как таковой не было. Потому что на том скриптовом языке, который использовался в 6-й версии, могли писать обычные бухгалтера, на что и рассчитывалось. С той поры профессия 1С-разработчик, несмотря на снисходительное отношение «серьезных» программистов, стала настоящей творческой работой, позволяющей использовать множество смежных технологий программирования.
Привлекательность данной профессии, на мой взгляд, складывается из двух частей. Первое, как я сказал выше – это творческое начало, возможность быстро и просто реализовать какие-то свои задумки и планы в области баз данных, учета всего на свете и тому подобного. А вторая часть – это возможность получить неплохой доход. Не секрет, что профессия программиста 1С высокооплачиваемая, хотя, с моей точки зрения, иногда зарплата не соответствует знаниям и опыту конкретного специалиста.
– Впрочем, как и во многих сферах нашей экономики. Что можете посоветовать начинающим?
Не бойтесь спрашивать то, что не знаете. Читайте больше книг и статей по предметной области, на том же infostart.ru можно найти решение любой проблемы. Учитесь искать и находить: в мои годы учебы в МГТУ им. Н.Э. Баумана это – первое, чему обучали студентов. Читайте стандарты и учитесь писать «чистый» код – аккуратность всегда помогает в работе.
– Что лично вам, как постоянному участнику, дала конференция 2018? О чем хотели бы услышать в следующем году?
Больше всего конференция запомнилась прекрасным видом из окна моего гостиничного номера. А если серьезно, то c интересом послушал выступления Алексея Лустина, Антона Дорошкевича, Олега Бартунова, Валерия Максимова, Андрея Овсянкина. Считаю, что ничего революционного в докладах на IE 2018 не прозвучало, зато было много эволюционного, что не менее ценно! Ловил себя на мысли, что мне интересно слушать людей, из года в год выступающих на конференциях Инфостарта, наблюдать за их профессиональным развитием, пытаться взять что-то себе в копилку из их обширного опыта. Хотелось бы, чтобы больше появлялось новых интересных докладчиков и тем: и про интеграцию 1С с другими системами, и про нюансы работы с различными СУБД, и про системы управления проектами и людьми – главное, чтобы доклады были интересные.
Уважаемые читатели! Приглашаем вас стать спикерами нашей рубрики и дать интервью, в котором вы сможете поделиться своим профессиональным опытом, историями успеха ваших компаний и высказаться по широкому кругу вопросов из сферы ИТ и 1С-разработки. Просто обратитесь в редакцию Инфостарт: dkochergov@infostart.ru, +7(812)309-06-46, доб. 138.