В преддверии нового набора на Курсы по управлению ИТ-проектами на Инфостарте, в очередной раз задумалась о том, как стоит выстраивать обучение, чтобы оно работало. В этой статье хочу поделиться размышлениями на тему, как должно выглядеть обучение в современных условиях, чтобы оно было эффективным?
Ведь время - это один из самых ценных ресурсов. Часто думаю, что, пожалуй, более ценный чем деньги. Ведь - деньги - это ресурс восполнимый, а время - улетает безвозвратно. Ну, а использовать свое время для повышения компетенции в условиях изменяющихся обстоятельств необходимо практически всем.
Обучение: Теория или практика?
Есть исследование, в рамках которого сравнивали эффективность обучения по итогам чисто лекционных занятий и по итогам интерактивного обучения (когда слушатели были включены в занятия и теория сочеталась с практическими упражнениями). Результаты получились интересные. Когда самых студентов попросили оценить, насколько они считают, что освоили тот или иной материал - и те, кто слушали лекционные занятия, оценили свой уровень выше, чем те, кто был вовлечен в упражнения и занятия. То есть субъективно люди больше привыкли считать “учебой” именно выслушивание преподавателя.
Но когда результаты обучения сравнили по итогам проверки усвоенных знаний, то есть попытались увидеть объективную картину, оказалось, что “практики” запомнили и могли применять больше, хотя, возможно, этого и не осознавали.
Получается интересный парадокс - люди привыкли и считают, что обучение - это в первую очередь выслушивание информации. А на самом деле - обучение происходит, когда к знаниям добавляются навыки.
То есть не просто информация, как делать те или иные вещи, а конкретное понимание (и умение) что-то предпринимать в реальности. Скажем, вы знаете, что в проекте внедрения полезно проводить периодические промежуточные встречи-демонстрации готовых фич заказчикам, пользователям и другим заинтересованным лицам. Но одно дело теоретическое знание, другое - реализация на практике. Потому что, когда вы попробуете проводить такие мероприятия в реальности, вы столкнетесь с массой сложностей. Например, трудно показать промежуточные итоги, часто на таких встречах возникают конфликты и т. п. Сложно собрать в одном месте всех, кого касается продукт в одном месте. Участники часто считают такие встречи малоосмысленными (просто потерей рабочего времени). А бывает, что они такими и являются - например, когда команда показывает специально подготовленные презентации, а не работающий продукт. Эти проблемы, несомненно, имеют решения. Перестроить немного работу, найти способы мотивировать заинтересованные стороны, применять техники разрешения конфликтов и т. п. Но само по себе знание о том, что такие встречи стоит проводить без соответствующих навыков, встроенных в работу, оказывается не очень полезным. А иногда, честно скажем, и вовсе вредным - я знаю как минимум несколько команд, которые откровенно стонут от работающих с ними Agile-коучей, которые неуместно пытаются применять теоретические знания не вникая в контекст, и откровенно мешают разработчикам работать. С другой стороны, примеры, когда коучи помогают в работе, я тоже могу привести - это именно, когда они попробовали прикрутить теорию к реальности, и постепенно превратили формальное знание в то, которое можно использовать на практике.
Еще один нюанс отношения к обучению заключается в святой вере в печатное (или устное) слово. Многие (в том числе топ-менеджеры) считают, что если они прочитали заведомо хорошую книгу по управлению, то автоматически стали умнее. И точно также, если прослушали какую-то видеолекцию, то теперь их управление улучшится само собой. Увы, это (мягко выражаясь) не совсем так. Наше поведение меняется в первую очередь, когда мы встраиваем те или иные навыки в нашу деятельность.
Но вернемся к исследованию, которое показало, что люди часто неправильно оценивали, насколько они освоили те или иные знания. На самом деле, в этом результате нет ничего странного. Ответы опрашиваемых вполне логичны, если вспомнить про так называемую кривую Даннинга-Крюгера.
Суть ее в том, что наиболее уверенными в своих силах бывают, как-правило, новички. Которые только что освоили новый инструмент и технологию, и уверены, что именно она спасет мир. (Встречали таких в своем окружении? Я, увы, встречают чаще чем хотелось бы). Дальше по мере сурового столкновения с реальностью люди набивают шишки - когда технологии и инструменты работают совсем не так, как хотелось бы (спонсор отказывается подписать Устав, сбор требований с конечных пользователей только усиливает разногласия, а на ретроспективе вся команда переругалась. И дальше недавний энтузиаст разочаровывается в используемой методике (и собственной компетенции) и проваливается в "Яму страданий"… Из которой выбираться приходится уже медленно и постепенно накапливая собственный опыт, а вовсе не стремительно, как он вознесся на “Пик глупости” в самом начале.
Кстати сказать, “эффективные менеджеры” из известного комикса про “Сову” с pikabu как раз, как мне кажется, застряли на том самом “Пике глупости”, и выдают теоретически ценные советы без практической связи с реальностью...
Тот факт, что провалы и неудачи в ходе обучения часто бывают полезнее, чем успехи, я запомнила в ходе курсов по оказанию Первой помощи, которые я проходила несколько лет назад. Надо сказать, обучение я проходила в правильном месте, и было оно построено скорее в формате тренинга, а не лекций - то есть теоретическую информацию преподаватели сопровождали наглядными демонстрациями, а участники прямо на месте отрабатывали на тренажерах и в играх. Так вот, в конце тренинга у нас прошла игра-моделирующая экстремальную ситуацию. Перевернувшаяся маршрутка, есть пострадавшие, нужно действовать быстро и четко… И, честно скажем, наша команда в этой игре некоторым образом облажалась. В частности, увлекшись оказанием первой помощи “пострадавшим” забыли главный принцип “Сначала позаботься о своей безопасности, потом о безопасности окружающих” - и через некоторое время в помещении тренинга повалил белый дым, имитирующий быстро горящую маршрутку. Разумеется, по итогам разбора участники были раздосадованы, что сделали многое не так как надо, и стали упрашивать инструктора повторить еще раз аналогичную ситуацию. На что тот только с улыбкой покачал головой - если у вас всё получится, то запомните вы в первую очередь чувство эйфории, что вы молодцы. А после неудачи у вас прочно отложатся в голове вещи, которые нужно сделать не так. И надо сказать, метод обучения практикой сработал - прошло уже много лет, а я до сих пор четко помню алгоритм действия в чрезвычайной ситуации и общие принципы оказания первой помощи. Вспомните свой опыт - какие проекты вам лучше запомнились - те, где всё было хорошо и вы были успешны, или наоборот, суровые косяки из серии “я знаю как я никогда больше делать не буду”? Рискну предположить, что вторые.
Так вот, возвращаясь к вышеупомянутому исследованию. Студенты, которые по итогам теоретических лекций продвинулись по “Кривой Даннинга-Крюгера” меньше, чем те, кто кроме теории попробовали и практику и уже набили некоторые шишки, и видят тот факт, что навыки работают далеко не всегда...
Как должно быть построено онлайн обучение, чтобы оно реально помогло изменить свою работу?
Я доверяю мнению пользователей Инфостарта несколько больше, чем участникам вышеупомянутого исследования. Поэтому я решила попробовать проанализировать на основе отзывов, что больше всего ценят в обучении выпускники курсов по ИТ-проектам (ну, или чего им больше всего не хватает), и таким образом сложить образ идеальных курсов по повышению квалификации. Вот что у меня получилось.
-
Сочетание лекций и семинаров (видеолекции+вебинары)
Отлично организована работа участников курса вне вебинара. Современный формат преподавания - лекция до вебинара, на вебинаре только вопросы по лекции.
(Евгений)
-
Домашние задания на отработку навыков
Искала курс именно с ДЗ - чтобы в голове отложилось. К моему удивлению оно оказалось объемным, но очень интересным.
(Анна)Домашние задание (достаточно сложные и объемные), необходимость самостоятельного изучения материала, обязательное комментирование ответов коллег, а вебинары - это разбор ДЗ - такой формат обучения встречаю впервые. Сначала система показалась жутко не комфортной. Но уже после второй лекции и вебинара я поняла, что такой подход лучше всего держит в тонусе, заставляет погрузиться в материал, более вдумчиво его осмыслить.
(Наталья)
Отдельный респект это выполнение ДЗ на форуме с комментариями.
(Андрей)
-
Разбор практических ситуаций “из жизни”
Есть теоретики, а есть практики. Мария - практик, с большим опытом, и это видно сразу, после первого вебинара. На любой вопрос она может ответить не шаблонным ответом как в книге, а именно из своего опыта. А это куда важнее. Теоретик вам может рассказать о то как все прекрасно, практик же, укажет на плюсы и минусы с которыми ему лично пришлось столкнуться, и уже заранее укажет вам какие проблемы вас ждут, и на что вам не стоит терять свое время.
(Александр Ф.)
Особенно порадовали кейсы коллег и их видение темы. Реальных примеров из жизни достаточно, но хотелось бы еще больше)
(Александр Л.)
-
Связь с реальностью
Курс помог максимально использовать ресурсы компании и систем, которые мы используем.
(Алёна)Мария в доступной форме дает ценные систематизированные знания и это очень помогло мне сформировать общее представление о предметной области, наметить направления будущего развития.
(Иван)Приходит понимание,что процесс управления проектами это океан возможностей, как сделать лучше свою работу, а курс просто учит плавать в этом океане.
(Андрей)
-
Применение принципа “Не рассказывать, а показывать”
Порадовали ссылки на интересные материалы.
(Анна)
Задачи ДЗ очень интересные, заставляют пошевелить изученным. В целом курс не получиться заучивать.
Формы подачи материала: ссылки на публикации, сторонние ресурсы; задания на основе видеоматериалов, где контекст вообще не связана с ИТ - добавляют интерес к изучению.
(Андрей)
-
Понимание, как применять инструменты на практике и куда двигаться дальше
На самом деле, курс охватывает много методик и инструментов, позволит вам увидеть плюсы и минусы каждого из них, а также подталкивает вас к мыслям: "А как я могу это применить на практике". И это самое прекрасное. Самое лучшее что вы можете получить из курса, это мысли о том как вы можете это применить. И если вы, как и я, начали что-то применять из курса у себя, считайте что курс направил вас верной дорогой.
(Александр)Вам дают инструменты, которыми надо обучаться, делать ДЗ и практику, чтобы действительно управлять, а не работать по 12ч. Материал дается в достатке и можно его развивать и расширять уже самостоятельно, имея навыки и направления, полученные на курсе.
(Марат)
-
Обратная связь от коллег
Поверьте, опыт коллег, их мышление, общение с ними, это не только возможность изучить как работают другие, но и улучшить себя, получая замечания или вопросы по вашему ДЗ. Комментирование ответов коллег на ДЗ, изначально воспринимается как "лишь бы что-то ответить", но потом вы все больше погружаетесь в обсуждение материала, и вот у вас уже беседа на 10-20 комментариев, в которой каждый из вас извлек что-то полезное.
(Александр)
И, конечно, обсуждение ответов коллегами – отличная задумка! Ребята, сокурсники, всем респект! Надеюсь, что и мои комментарии натолкнули кого-то на полезные мысли.
(Сталина)Мне повезло попасть на этот поток - очень комфортная, дружественная атмосфера.
(Марат)
Для полноты картины раскрою здесь, что по итогам отзывов будем дорабатывать в следующих потоках.
-
Задания, доступные слушателям без опыта
Скорее всего посоветую этот курс тем, кто уже начал руководить проектами. Многие задания без хоть какого-то опыта в профессии будет выполнить тяжеловато, на мой взгляд.
(Анна)Лично мне хватило на курсе всего, кроме собственного опыта. Порой буквально не знал, как выполнить домашнее задание. Зато было очень интересно читать домашние задания других участников. Неожиданно было встретить на базовом курсе некоторых настолько опытных коллег.
(Иван)
-
Онлайн-общение голосом между участниками:
Что стоит добавить: Больше интерактива за счет использования в вебинарах участниками не только клавиатуры и монитора, но и вебки с микрофоном, раз уж мы понимаем, что управление - это про общение на 90%
(Андрей)
-
Больше времени на обучение
Хотелось бы больше реальных кейсов и 36 часов в сутках)))
Сложилось ощущение, что на обсуждения на вебинарах отведенного времени не хватает. Думаю, можно рассмотреть увеличение его продолжительности хотя бы до 2 ч.
(Анна)Наверное я бы попросил убрать срок 3 дня на комментирование коллег.
(Александр)
Отзывы целиком можно посмотреть в разделе Отзывов.
К чему я это рассказываю? К тому, что я более чем убеждена, что грамотное обучение должно включать в себя:
- Теоретическую информацию (без нее все-таки никуда)
- Анализ практического опыта (добавляет смысл теории)
- Возможность применить технологии на практике
- Обратную связь по итогам применения
- Профессиональное общение с коллегами
И еще одно условие успешного обучения, которое можно прочитать только между строк - Мотивация. Без нее, увы, не смотря на затраченные деньги и время результат получится как в грустной песенке Аллы Борисовны:
Даром преподаватели
Время со мною тратили,
Даром со мною мучился
Самый искусный маг,
Мудрых преподавателей
Слушал я невнимательно,
Все что ни задавали мне -
Делал я кое-как.Сделать хотел грозу, а получил козу,
Розовую козу с желтою полосой.
Вместо хвоста нога, а на ноге рога,
Я не хотел бы вновь встретиться с той козой.
Если надумаете запустить свой учебный курс (а Инфостарт предоставляет такую возможность желающим) - надеюсь, наш опыт окажется вам полезным.
Кстати сказать, на кривой Даннинга-Крюгера история с нашим повышением квалификации не заканчивается. Потому что ее можно продлить за счет так называемой “Кривой Бандуры”. (Наблюдательные зрители могут увидеть, что первая ее часть совпадает с “Кривой Даннинга-Крюгера”).
Мы постарались выстроить обучение на курсе так, чтобы в рамках “Базового курса” удалось перешагнуть первый барьер преодоления, и пойти в своих компетенциях вверх… А в рамках “Продвинутого курса” - второй барьер преодоления.
Кому интересно пообщаться подробнее на эту тему - подключайтесь к открытому Welcome-вебинару Базового курса, который пройдет 19 февраля в 12:00 МСК. Где я расскажу про то, как организовано обучение, объясню, что следует на практике из кривых Даннинга-Крюгера и Бандуры, и отвечу на вопросы по управлению проектами.
Подробнее об управлении ИТ-проектами вы можете узнать на моих онлайн-курсах