Предисловие.
К написанию сей публикации меня натолкнули частые споры на форумах и в реальной жизни. Споры, идущие как со стороны Заказчиков услуг 1С, так и со стороны исполнителей - в нашем случае я рассматриваю фрилансеров, хотя кое-что будет относиться не только к ним.
Объект рассмотрения – потребность в оказании услуги по 1С, будь то консультирование, или настройка, или что-то другое. Но вот у субъекта – какого-то человека – Заказчика , возникает желание получить данную услугу, и он устанавливает связь с другим субъектом – фрилансером .
Суть проблемы – разочарования в сотрудничестве между субъектами – Фрилансер и ЗАКАЗЧИК
Часть 1. Претензии. Кто виноват.
Суть претензий обычно носит субъективный характер, но итог всегда один – разочарование.
Претензии бывают объективные и субъективные. Объективные претензии довольно просты, так как обычно признаются обеими сторонами конфликта, соответственно могут быть просто разрешены переговорами. Субъективные – сложнее, потому что они «кажущиеся». А видения у всех совсем разные.
Как это ни странно, но по сути объективные и субъективные претензии могут быть одинаковыми по их выражению. Например, кто-то считает, что срыв сроков – это вина «той» стороны, а в другом случае обе стороны готовы признать, что срыв по срокам был неизбежен, и в этом никто не виноват.
Жестокие дебаты длятся уже годами, и до сих пор не утихают. При этом, фриланс продолжает существовать как разновидность Исполнителя услуг.
Часто, очень часто, итогом неудачного сотрудничества между Заказчиком и Фрилансером становится полный отказ от дальнейшей работы в подобном варианте, то есть Заказчик зарекается использовать Фрилансера, или Фрилансер хочет бросить фриланс, ну или перестать работать именно с этим Заказчиком, и им подобными. Жестко обжегшись на молоке, начинают дуть на детское пюре.
Почему Заказчики ищут Фрилансеров? Обычно причина в том, что хотят сэкономить. Эта причина главная, и практически, единственная, остальными можно пренебречь.
Почему специалисты по 1С идут во фриланс? Желание свободного графика в первую очередь, желание зарабатывать больше, желание выбирать заказы и Заказчик, желание общаться с теми, кто приятен, самореализация.
Причины расстройства Заказчика различны, например:
- а) У Заказчика неадекватная оценка мотивации фриланса.
- б) Заказчик верит, что сработаться можно с каждым Фрилансером
- в) Заказчику кажется, что по ту сторону экрана сидят биороботы-тамагочи, которые только и ждут, чтобы наброситься на предлагаемые заказы;
- г) Заказчик свято верит, что по ту сторону экрана сидит белый пушистый трудолюбивый победитель всероссийских олимпиад, ботаник-лох;
- д) Заказчик верит в то, что Фрилансер питается выполненными заказами, и деньги ему не обязательно платить;
- е) Заказчик считает, что никто кроме Заказчик не может повлиять на Фрилансер, и что других Заказчик не существует;
- И так далее..
Причины расстройств Фрилансера также многочисленны
- а) Фрилансер считает, что он умнее всех других Фрилансеров;
- б) Фрилансер считает, что надо демпинговать на первый заказ, зато потом Заказчик будет работать только с ним;
- в) Фрилансер верит, что сработаться можно с любым Заказчик
- г) Фрилансер считает, что все Заказчик просто мечтают честно и вовремя расплатиться с ним;
- д) Фрилансер считает, что письмо с дешевыми мотивациями «..мы знаем что вы лучший в своем деле, остальные Фрилансеры такие тупые, поэтому мы смиренно обращаемся к тебе, о великий Фрилансер...» Заказчик написал только ему одному;
- е) Фрилансер считает, что тестировать готовое решение не надо, и так же не надо включать тестирование в стоимость, оно же и так работает;
- ж) Фрилансер верит, что Заказчик это такая безликая биомасса, которая будет исполнять все планы-графики, выполнять все его указания и вовремя все тестировать;
- И так далее
Какие-то проблемы типичные, какие-то нет, сюда можно добавить много разного.
Разочарование Заказчика во Фрилансере затем долго изливается в виде «постоянный программист работает быстрее и лучше, а фрилансеры все время теряются и нарушают сроки».
Фрилансер обычно разочарованы тем, что «постоянное кидалово, Заказчик неадекватен и хитёр».
Но в целом, можно сказать, что налицо неадекватная оценка ситуации. (с) «А я ему так верила!».
Часть 2. Что делать
Несмотря на множество противоречий, количество Фрилансер не уменьшается, а количество работы, отдаваемой на out-source постоянно растет, а реальные зарплаты “постоянщиков” продолжают падать при росте нагрузки, при этом растет сложность решений на базе «1С».
Что делать, чтобы меньше разочаровываться? Ответ прост, и лежит на поверхности: адекватно смотреть на мир, в котором существуют Фрилансер и Заказчик
Этот простой совет сложно выполнить, ибо все мы люди, и ничто человеческое нам не чуждо. А именно, не чуждо желание поверить в сказку.
Заказчику надо перестать верить во Фрилансера-трудоголика. Я редко в РФ встречал людей, и в том числе Фрилансер, которые работают только за деньги, и мотивируются только ими. Процентов 5, не более. (Откровения предпринимателя: в России никому не нужны деньги)
Совет Заказчику – контролируйте. Не делайте разницы между постоянным сотрудником и фрилансером. Только убедившись, что Фрилансер адекватен, снижайте контроль. Если Заказчик берет человека «на постоянку», он «постоянно» следит за его работой, верно? Но за работой Фрилансер почему-то следить не принято, и спохватываются обычно к сроку dead-line. «У тебя всё готово? Ты обещал через час, а прошло уже 58 минут!.... Ты здесь??». Если «постоянщика» мотивируют различными средствами, то и Фрилансер также нуждается в мотивации, иначе он или сорвет сроки, или выполнит работу формально. Если «постоянщик» сорвал сроки, кто виноват, как не его руководитель? Так же и с Фрилансер – не надо надеяться, что Фрилансер такой умный и ответственный. Сроки и контрольные точки, со-звонки. Принимайте оценку сроков фрилансера как супер-оптимистическую, не надо изображать из себя первокурсницу, если видно, что тут работы на месяц, а говорят, что на день, а потом пять раз переносят сроки, кто виноват, Фрилансер что-ли?
Фрилансер надо перестать верить в доброго дядю, в Дед мороза, в папу Карло, в Президента, в справедливый суд, в Мастера Йоду, и т.п.. Заказчик – это «контрагент», от слова «контр», то есть напротив. Относиться надо осторожно, с недоверием, как ко всем людям в РФ. Если Заказчик пишет под псевдонимом, и Фрилансер не знает реальный адрес и номер телефона, откуда гарантия, что будет оплата?
Надо перестать вкладывать эмоциональный смысл в почтовые сообщения, чаты, и мессаджи из Скайпа. Что это означает? То, что тест – это символы, и каждый читающий вкладывает в него не ту эмоцию, которую хотел выразить пишущий, а ту, которая ему кажется более подходящей. Вторая сигнальная система человека не может точно передать эмоцию через текст, поэтому фильтруйте свои эмоции, возникающие при переписке. Если надо проверить свои подозрения – лучше всего личная встреча, или хотя бы скайп или телефон, там уже обмануть сложно.
В целом, и Заказчику и Фрилансеру надо признать, что они могут просто-напросто «не сработаться». Ведь для этого и существуют «собеседования» на «постоянку». На фрилансе с этим проще, так как Заказчик и Фрилансер не контактируют лицом к лицу ежедневно, но, тем не менее, сотрудничество часто «рассыпается» именно из-за базового внутреннего непонимания и непринятия друг друга. Из-за этого не стоит делать глобальные выводы «о вреде фриланса», и «все заказчики сволочи», а просто найти других, более подходящих контрагентов.
И напоследок, позитивный стих из всеми известного кинофильма:
Куда подует ветер, туда и облака,
По руслу протекает послушная река.Но ты человек, ты и сильный, и смелый,
Своими руками судьбу свою делай,
Иди против ветра, на месте не стой,
Пойми, не бывает дороги простой.Где рельсы проложили, там ходят поезда,
Куда пастух погонит, туда бредут стада.Но ты человек, ты и сильный, и смелый,
Своими руками судьбу свою делай,
Иди против ветра, на месте не стой,
Пойми, не бывает дороги простой.Теперь не доверяют, как прежде чудесам,
На чудо не надейся, судьбой командуй сам.Ведь ты человек, ты и сильный, и смелый,
Своими руками судьбу свою делай,
Иди против ветра, на месте не стой,
Пойми, не бывает дороги простой.(с) Юрий Энтин