Главбух не должен вести управленческий учет? Спорный тезис. Особенно если сначала разобраться, что такое учет

13.05.26

Бизнес-анализ - Анализ потребностей и поиск решений

Главбух не должен быть финансовым директором. Но из этого не следует, что управленческий учет нужно уводить от учетной функции в отдельные таблицы и параллельные системы. В статье разбираю спорный тезис: почему для малого и среднего бизнеса эффективнее, когда управленческий учет становится первым рабочим контуром, а бухгалтерская и налоговая отчетность формируются уже на основе разобранного факта. Финансовый директор задает требования. Учетная функция ведет факт. Собственник получает цифры, которым можно верить.

В последнее время стало модно говорить, что главный бухгалтер не должен вести управленческий учет.

Обычно это звучит уверенно. Бухгалтер работает для налоговой. Бухгалтер смотрит в прошлое. Бухгалтеру важны документы, а собственнику - решения.

Финансовый директор смотрит в будущее, поэтому управленческий учет должен быть у него.

В этих словах есть часть правды.

Главный бухгалтер действительно не должен быть финансовым директором. Он не должен отвечать за стратегию, финансовую модель, привлечение финансирования, переговоры с банками, сценарное планирование и инвестиционные решения.

Но из этого делают слишком быстрый вывод.

Говорят: раз бухгалтер не финансовый директор, значит бухгалтерия не должна вести управленческий учет.

 

 

Вот здесь и начинается ошибка.

Потому что в этом споре под одним словом «управленческий учет» смешали разные работы.

Есть методология управленческого учета. Есть ведение факта. Есть управленческая отчетность. Есть анализ. Есть бюджетирование. Есть финансовые решения.

Это не одно и то же.

 


 

Финансовый директор должен задавать требования к управленческому учету. Он должен определить, какие отчеты нужны собственнику, как считать маржу, как смотреть на направления, проекты, клиентов, склады, ЦФО, денежные потоки и обязательства.

Но кто-то должен каждый день отражать хозяйственные операции в системе.

Кто ввел поступление?  Кто отразил реализацию? Кто указал статью движения денег? Кто поставил проект? Кто проверил себестоимость? Кто закрыл взаиморасчеты? Кто увидел, что товар ушел, а документа нет? Кто отвечает за то, чтобы расход не повис без аналитики?

Это не стратегическая работа финансового директора. Это учетная работа.

И если ее никто не делает, финансовый директор очень быстро превращается не в управленца, а в дорогого восстановителя учета. Он не управляет финансами. Он каждый месяц выясняет, почему цифры не сходятся.

 

 

Ошибка параллельных контуров

Во многих компаниях малого и среднего бизнеса управленческий и бухгалтерский учет живут параллельно.

Бухгалтерия ведет свою базу. Финансист ведет свои таблицы. Собственник смотрит свой отчет. Операционные подразделения живут в своих файлах. На первый взгляд это удобно. Каждый занимается своим делом.

Но потом начинается обычная история.

В бухгалтерии прибыль одна. В управленке другая. В Excel третья. На расчетном счете деньги есть, а прибыли нет. Прибыль есть, а денег нет. Долги не сходятся. Склад не сходится. Себестоимость спорная. Расходы надо руками разносить по проектам.

И каждый месяц компания не управляет по цифрам, а заново выясняет, каким цифрам можно верить. Параллельные контуры почти всегда рождают параллельные версии реальности. А бизнесу не нужны две версии реальности. Собственнику нужна одна картина: что произошло с деньгами, товарами, долгами, выручкой, расходами и прибылью.

 

Управленческий учет должен быть первым контуром

Моя позиция жестче.

Не нужно строить управленческий учет как надстройку над бухгалтерией. Нужно выстраивать учет так, чтобы первичным рабочим контуром был управленческий учет бизнеса. Сначала операция отражается в той логике, в которой бизнес ею управляет. Потом данные передаются в бухгалтерский и налоговый контур для регламентированной отчетности. Именно в таком порядке. Сначала бизнесовая реальность. Потом бухгалтерская трансформация. Потом налоговая отчетность. Не наоборот.

 

 

Потому что бизнес существует не для бухгалтерской декларации. Бухгалтерская и налоговая отчетность важны, обязательны, их нельзя игнорировать. Но они не должны подменять управленческую картину компании.

Если покупатель получил товар, если компания взяла обязательство, если расход уже относится к проекту, если долг уже возник, если себестоимость уже изменилась — это должно быть отражено в управленческом контуре.

Не тогда, когда удобно закрывать бухгалтерский месяц.

Не тогда, когда пришла первичка в идеальном виде.

Не тогда, когда финансист выгрузит данные в Excel.

А тогда, когда это стало фактом хозяйственной жизни компании.

 

 

Что при этом делает финансовый директор

Финансовый директор в такой модели не исчезает. Наоборот, его роль становится чище.

Он не должен руками вести первичку. Не должен каждый месяц собирать управленку из обрывков данных. Не должен превращаться в человека, который сверяет бухгалтерию, склад, Excel и банковские выписки. Финансовый директор должен задать правила.

Какая структура отчетности нужна собственнику. Как считать прибыль. Как признавать доходы и расходы. Как смотреть на проекты. Какие статьи ДДС использовать. Какие аналитики обязательны. Как строится управленческий баланс. Какие отклонения считаются критичными. Как выглядит план-факт. Какие цифры нужны для решений. А дальше учетная функция должна вести факт по этим правилам. Именно здесь находится нормальное разделение ролей. Финансовый директор отвечает за финансовую логику.

Бухгалтерия или учетная функция отвечает за корректное отражение факта.

Собственник получает цифры, которым можно верить.

 

 

Почему бухгалтерия здесь не враг

В риторике некоторых финансовых директоров бухгалтерия выглядит почти как препятствие. Бухгалтеры якобы думают только о налогах. Бухгалтеры смотрят только назад. Бухгалтеры не понимают бизнес. Бухгалтерии нельзя доверять управленку. Я бы был осторожнее с такими обобщениями.

Проблема часто не в том, что бухгалтер не способен вести управленческий учет. Проблема в том, что ему никогда не давали нормальной управленческой модели.

Ему не объяснили, как собственник смотрит на бизнес. Не задали статьи. Не настроили аналитику. Не закрепили ответственность. Не связали склад, деньги, долги и документы. Не дали права требовать дисциплины от операционных подразделений.

А потом сказали: бухгалтерия не умеет делать управленческий учет. Конечно, не умеет. Нельзя вести управленческий учет там, где нет правил управленческого учета. Но если правила есть, если система настроена, если аналитики обязательны, если операции вводятся вовремя, если есть контроль, то учетная функция как раз и должна вести управленческий факт. Потому что это ее природа: отражать хозяйственную жизнь компании в системе.

 

 

Почему 1С здесь не главная проблема

Отдельный популярный тезис: в 1С нельзя вести управленческий учет. Это тоже удобная фраза. Но она редко выдерживает практическую проверку. В 1С нельзя вести управленческий учет, если под 1С понимать плохо настроенную бухгалтерскую базу, куда документы заносят задним числом, без аналитик, без ответственности и без связи с реальной операционной работой. Но это проблема не 1С. Это проблема учета. Если в бизнесе нет правил, новая программа их не создаст. Если сотрудники обходят систему, программа их не дисциплинирует. Если никто не отвечает за данные, отчет не станет достоверным. Если себестоимость не описана, система не угадает ее сама.
Если документы опаздывают, никакой сервис не покажет реальную картину вовремя. 1С — инструмент. Важный, мощный, иногда сложный, иногда избыточный, иногда требующий настройки. Но все-таки инструмент. И спорить надо не о том, можно ли в 1С вести управленческий учет вообще. Можно. Вопрос в другом: есть ли у компании управленческая логика, которую можно положить в систему.

Если логики нет, 1С автоматизирует хаос. Если логика есть, 1С может стать нормальной основой учета.

 

Почему первичный управленческий контур эффективнее

У жесткого подхода есть важное преимущество: он убирает дублирование. В параллельной модели одна операция живет несколько жизней. Менеджер отметил ее в таблице. Бухгалтер ввел документ в базу. Финансист выгрузил данные. Потом руками поправил аналитику. Потом собственник спросил, почему цифры не сходятся.

В первичном управленческом контуре операция должна войти в систему один раз -сразу с нужным смыслом.

Если это расход, он сразу получает статью, проект, подразделение, направление. Если это оплата, она сразу связывается с обязательством. Если это реализация, она сразу влияет на выручку, долг и маржу. Если это закупка, она сразу попадает в логику запасов и себестоимости. Потом эти данные можно передавать в бухгалтерский и налоговый контур.

Да, там будут свои правила. Да, будут корректировки. Да, налоговый учет может отличаться от управленческого. Но первичный факт уже разобран. Это резко снижает объем ручной работы и количество споров.

 

Собственник получает не отчет, а управляемость

Собственнику не нужен сам по себе отчет о прибылях и убытках. Ему нужно понимать, что происходит с бизнесом. Где деньги. Где прибыль. Какие клиенты приносят маржу. Какие проекты съедают ресурс. Какие расходы растут. Какие долги зависли. Какие направления выглядят красивыми по выручке, но слабыми по результату. Это невозможно получить из учета, который собирается задним числом из нескольких источников.

Нормальная управленческая картина появляется тогда, когда учет ведется в моменте, по единым правилам и в одной системе координат.

Именно поэтому управленческий учет должен быть не отчетом после бухгалтерии, а первым контуром отражения факта.

 

Бухгалтерский учет от этого не становится менее важным

Здесь важно не перегнуть. Я не говорю, что бухгалтерский и налоговый учет второстепенны в смысле ответственности. Нет. Это обязательная часть работы компании. Ошибки там стоят денег. Но для управления бизнесом регламентированный учет не должен быть единственным источником логики. У налогового учета свои цели. У бухгалтерской отчетности свои правила. У собственника свои управленческие вопросы.

Проблема начинается тогда, когда бизнес пытаются понять только через регламентированный учет. Тогда управленческая картина всегда запаздывает, искажается или требует ручной пересборки.

В правильной архитектуре управленческий контур отражает экономическую реальность бизнеса. А бухгалтерский и налоговый контур получают из него данные и преобразуют их по своим правилам.

Это не ослабляет бухгалтерию. Это делает ее работу более системной.

 

Почему это особенно важно для малого и среднего бизнеса

В крупной компании могут быть отдельные службы: бухгалтерия, казначейство, планово-экономический отдел, бюджетный отдел, методологи, внутренний контроль, финансовый директор, служба отчетности.

В малом и среднем бизнесе такой роскоши обычно нет. Там собственник ближе к операционке. Роли смешаны. Людей меньше. Ошибки учета быстрее бьют по деньгам.
Excel дольше держится как «временное решение». Главбух часто знает реальную хозяйственную жизнь лучше любого внешнего консультанта. Именно поэтому параллельные контуры там особенно опасны. Они создают видимость разделения ролей, но на практике размазывают ответственность. Бухгалтерия ведет налоги. Финдиректор ведет управленку. Операции живут сами по себе. Собственник пытается понять, кому верить.

Для малого и среднего бизнеса эффективнее жесткая схема: один управленческий контур факта, из него — регламентированный учет и отчетность.

 

В чем настоящая роль консультанта по постановке учета

Я захожу именно в эту точку. Не вместо 1С-специалиста. Не вместо финансового директора. Не вместо главного бухгалтера. Я захожу туда, где учет формально есть, но управлять по нему нельзя.

Смотрю, как компания реально работает. Где возникают документы. Кто вводит данные. Где они искажаются. Почему управленка расходится с бухгалтерией. Почему 1С не дает картину. Почему Excel стал второй системой учета. Почему финансовый директор тратит время на восстановление факта. Почему собственник не верит цифрам. И дальше задача не в том, чтобы нарисовать еще один отчет.

Задача — восстановить управляемость учета. Чтобы факт входил в систему правильно. Чтобы деньги, товары, долги, выручка, расходы и прибыль были связаны. Чтобы бухгалтерская и налоговая отчетность не жили отдельно от бизнеса. Чтобы финансовый директор мог заниматься финансовым управлением, а не ежемесячной археологией.

 

 

Главный вывод

Главный бухгалтер не должен быть финансовым директором. С этим спорить не нужно. Но из этого не следует, что управленческий учет надо уводить от учетной функции в отдельную параллельную реальность. Наоборот.

Если управленческий учет нужен собственнику для управления бизнесом, он должен быть первым контуром отражения факта. Бухгалтерская и налоговая отчетность должны получать данные из уже разобранного, проверенного, управленчески осмысленного учета.

Финансовый директор задает требования. Учетная функция ведет факт. 1С или другая система обеспечивает технологическую основу. Собственник получает цифры, которым можно верить.

А если управленческий учет ведется отдельно от бухгалтерии, бухгалтерия отдельно от операций, операции отдельно от системы, а финансовый директор потом собирает все это в Excel, то это не разделение ролей.

Это просто красиво организованный хаос.

управленческий учет главный бухгалтер финансовый директор учет в бизнесе постановка учета управляемость учета финансовое управление малый бизнес средний бизнес бухгалтерия автоматизация учета цифры которым можно верить управленческая отчетность учетная система

Вы можете заказать платную адаптацию этой статьи под ваши задачи на «Бирже заказов».

  • 0% комиссии — оплата напрямую исполнителю;
  • Исполнители любого масштаба — от отдельных специалистов до команд под проект;
  • Прямой обмен контактами между заказчиком и исполнителем;
  • Безопасная сделка — при необходимости;
  • Рейтинги, кейсы и прозрачная система откликов.

См. также

Работа с требованиями Анализ предметной области Анализ потребностей и поиск решений Бесплатно (free)

Автоматизация бизнес-решений включает такие действия, как выявление, спецификация и изменение требований в течение жизненного цикла программного продукта. На каждом из этих этапов аналитик может столкнуться с неочевидными бизнес-правилами и их противоречиями, которые затрудняют описание логики системы. Расскажем о том, как выявить, специфицировать и проверить требования на полноту с помощью таблиц принятия решений (Decision Model and Notation, DMN).

07.08.2025    2296    0    Artem_Ka    0    

7

Анализ потребностей и поиск решений Архитектура решений Радио Аналитик Бесплатно (free)

В четырнадцатом выпуске третьего сезона подкаста Радио “Аналитик“ обсудили, что из себя представляют облачные технологии и какие возможности они предоставляют для работы с решениями 1С.

11.03.2025    1507    0    Radio_Analyst    0    

5

Анализ предметной области Анализ потребностей и поиск решений Бесплатно (free)

Есть мнение, что аналитик 1С – это не системный и не бизнес-аналитик, а универсальный специалист, который в целом выполняет определенный пул задач. Расскажем о том, почему в проектной разработке актуальна роль фуллстек-аналитика, и в чем ее плюсы и минусы.

03.02.2025    2315    0    G_113632731684988669149    0    

5

Работа с требованиями Работа с заинтересованными сторонами Анализ потребностей и поиск решений Бесплатно (free)

Requirements Modeling Language (RML) - язык, разработанный специально для визуального моделирования требований. При разработке RML существующие модели были модифицированы для упрощения восприятия информации заинтересованными сторонами. В RML используются только простые и интуитивно понятные символы.

12.12.2024    2927    0    SerjoginaMaria    5    

5

Работа с заинтересованными сторонами Анализ потребностей и поиск решений Бесплатно (free)

Еще в начале года у меня возникло желание сделать что-то наподобие гайда для начинающих аналитиков, но смена работы, проекты, курсы и конференции отодвинули эту идею в сторонку. Я долго думала, как к ней вернуться, потому что длинные тексты - моя слабая сторона. Решила идти маленькими шагами и публиковать в ТГ канале небольшие посты, а тут собрать их в полноценный гайд. Буду благодарна, если поделитесь этими статьями с начинающими аналитиками. Мне бы очень хотелось, чтобы этот контент принес как можно больше пользы.

11.12.2024    2221    0    SerjoginaMaria    2    

5

Анализ предметной области Анализ потребностей и поиск решений Бизнес-аналитик Бесплатно (free)

Работа аналитика на фазе пресейла многим кажется переоцененной – например, зачем тратить ресурсы, если заказчик и так сказал разработчику, какой отчет в конфигурации ему необходим, подписал договор и внес предоплату? Но фаза пресейла нужна не только для того, чтобы убедить клиента в успехе будущего сотрудничества, но и для того, чтобы правильно определить направление будущей разработки. Расскажем о том, как заранее выявить истинные бизнес-проблемы клиента на этапе пресейла.

04.09.2024    2189    0    alenkaiva    0    

4

Лидерство Личная эффективность Agile Анализ потребностей и поиск решений Бесплатно (free)

В семнадцатом выпуске второго сезона подкаста Радио “Аналитик“ обсудили, что из себя представляет модель Кеневин, чем и в каких ситуациях она может быть полезна тем, кто работает в сфере ИТ и не только.

19.04.2024    2387    0    Radio_Analyst    0    

5
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. DmitryKlimushkin 13.05.26 18:19 Сейчас в теме
Ну, жуть, конечно(( Я хотел минус поставить, но у меня полномочий нет)
Если статью переименовать в "Летопись краха учётных традиций" или "Атрофия здравого смысла", то читалось легче и понятнее, всё ж история болезни, как ни как.
Разгром можно начинать с любой строки текста.
Остановлюсь только на одном тезисе. Люди издревле восхищались жемчугом, рисковали здоровьем и жизнью, чтобы достать его из глубин. Мы воспринимаем жемчуг, как дар природы, моря, а моллюска, вырастившего жемчуг, почитаем, как автора чуда. А вот биологи знают, что для моллюска дивный перл - это болячка, опухоль. В паренхиму моллюска изначально попадает крошка мертвого коралла или песчинка со дна. Она больно ранит нежное тело моллюска и тот выработал защитную реакцию - он начинает покрывать острые грани "камешка в ботинке" единственным, что у него есть - перламутром. Так рождается чудо, на которое нас регулярно потрошат во время шопингов наши дражайшие половины.
Итогом болезни становится чудо. Это не единственный пример. Фуагра (дорогущая никчемность!) - всего лишь циррозная печень перекормленного гуся. Если бы гуся вовремя не забили в кулинарных целях - он бы сдох в страшных муках.
А в бизнесе есть финансовые директоры. Вот из этих "камней в ботинках" жемчуга не получается (перламутра нет??). И фуагра из них не получится, несмотря на то, что жрут они куда больше гусей (с учётом разницы массы тел). Интересна история возникновения этого странного функционала. Корни этой беды, опять же в 90-х. Собирается группа друзей и решает: "Мутим бизнес!". Одна незадача, друзья изначально все равны! Как выделить только одного директора, чтобы совсем всё поровну было? Вот и пошла череда "директорств": "Директор по общим вопросам", "Директор по производству", "Директор по маркетингу". Ну, и куда же деваться от "Директора по финансам". Всё, всем сестрам раздали по серьгам. Возник финансовый директор. При этом ни одна практикующая в бизнесе тварь Божья, ни разу внятно не назовёт традиционный, устоявшийся в деловых практиках, функционал этого персонажа. Я не говорю о тех "детских болезнях" и "вредных привычках", которые уже прикипели, типа "финдир встречается с ИТ-шниками и выносит им моск". Я говорю о хоть какой-то нормализованной практике, иногда проскакивающей хоть в каких-то нормативных документах. Этого просто - НЕТ! И финдиру, как сказочному единорогу, теперь можно лепить любые свойства и методы.
А так как человек - тварь инициативная, нуждающаяся в творческом удовлетворении, то такой лишний человек сам себе придумывает функционал! Вдруг появляется масса отчётов, которые сроду никто не просил, но вот теперь есть финдир и ему надо "аналитики и покрепче!" Человечку на работе хочется быть нужным, иногда даже гореть на работе! Нечем заняться?? Щас мы вам придумаем - чтобы все забегали! И смотри-ка, все так и забегали)
У каждой болезни есть классические переносчики. Чуму переносят крысы, энцефалит - клещи... Если бы меня спросили - кто переносит эту болячку, под широким определением "управленческий учёт" (в описанном в данной статье варианте), то я смело ткнул бы пальцем именно в финдира и его адептов (мюридов, кунаков, приспешников и т.п.). Можно в куче мест провести забавный эксперимент - выгнать финдира и его когорту, а потом удивиться, что предприятие продолжает работать в том же режиме, но как-то легче стало дышать, все знают что надо делать и спокойно это делают.
Короче, статья очень напоминает средневековые "рецепты" типа, "Как вырастить гомункулуса", "Как получить философский камень из простых домашних материалов" и т.д. Это когда кучу собственных заблуждений хочется выражать очень уверенно)
4. apatyukov 999 14.05.26 04:31 Сейчас в теме
(1) Спасибо за развернутый комментарий. Образы яркие, читается бодро.

Но мне кажется, спор здесь ушел немного в сторону. Я в статье не защищаю финансовых директоров как сословие и не утверждаю, что любой компании обязательно нужен отдельный финдиректор.

Более того, с частью вашего раздражения я согласен. Когда в компании появляется человек, который ради собственной нужности начинает плодить отчеты, требовать «аналитики покрепче» и гонять людей по кругу ради таблиц, это не финансовое управление. Это бюрократия с финансовыми терминами.

Но из плохих примеров не следует, что сама функция не нужна.

Так же как из плохого главбуха не следует, что бухгалтерия вредна.
Из плохого 1С-проекта не следует, что 1С не нужна.
Из плохого финансового директора не следует, что бизнесу не нужно финансовое управление.

Мой тезис в статье другой.

Я не говорю, что главный бухгалтер должен быть финансовым директором. И не говорю, что финансовый директор должен руками вести учет.

Я говорю о другом: управленческий учет факта должен быть нормальной учетной работой. Операции должны отражаться в системе так, чтобы потом можно было понять выручку, расходы, долги, себестоимость, прибыль и движение денег. Не в Excel задним числом. Не в голове у собственника. Не в отдельной «реальности» финансового директора. А в учетной системе, с документами, аналитикой, ответственными и проверяемым следом.

Финансовый директор, если он есть, должен работать с этой основой: анализировать, планировать, считать сценарии, заниматься бюджетами, финансированием, денежными потоками и управленческими решениями. Но если учетный факт не собран, финдиректор превращается не в управленца финансами, а в дорогого человека, который каждый месяц выясняет, почему данные не сходятся.

Вот против этого я и пишу.

Управленческий учет в моем понимании — это не болезнь и не магия. Это нормальное отражение хозяйственной жизни компании в такой логике, в которой собственник может понять, что происходит с бизнесом.

Если под «управленческим учетом» понимать бесконечные отчеты, которые никто не просил, тогда да, такую практику можно смело выбрасывать.

Но если под управленческим учетом понимать достоверный учет факта для управления бизнесом, то без него собственник остается с ощущениями, остатками на счетах и разрозненными объяснениями от разных людей.

А это уже не здравый смысл. Это как раз его отсутствие.
Светлый ум; +1 Ответить
5. DmitryKlimushkin 14.05.26 07:17 Сейчас в теме
(4) Мы, конечно, все умники, но не настолько. У нас есть ложное ощущение, что мы своим кодом создаём нечто, чего до нашего кода не существовало, а мы, типа, "вдыхаем душу" в некую новую сущность. В конкретном случае речь идёт о... (не могу назвать это термином), о некоем сленговом выражении "управленческий учёт".
У "заходящих в бухучёт" со стороны бухгалтерских программ иногда начальное ощущение создаётся, что бухучёт это и есть - код программы. Дескать, сотри код и вот - нет никакого уже учёта, не за что бухгалтеру присаживаться к столу. Но хорошо помнится, что бухучёт существовал даже во времена калькуляторов (некоторые даже костяные счёты помнят!). стало быть, не программный код служит базой учёта. Те, кто потратил время и реально ознакомился (изучил основы) учетного метода, называемого - "бухгалтерским", прекрасно осознали, что учёт существует в виде догм, рамок, правил и методологий, закреплённых в нормативной базе (Кодексы, Законы, Постановления, РСБУ, ФСБУ и проч.) Так вот, для финансового учёта ведущегося бухгалтерским методом (нет никаких пресловутых "булгахтерий" и рядом живущих "финансовых учётов", есть один единый финансовый учёт, а "бухгалтерия" - это обиходное выражение, характеризующее метод, способ ведения этого финансового учёта) есть эта нормативная база. А теперь попрошу ссылочку хоть на одну тощую брошюрку, где хоть пара строк формализует термин "управленческий учёт"? Цели и задачи этого учёта? Каким методом ведётся? Кто ответственный за организацию и ведение? Для каких хозяйствующих субъектов является обязательным? Нет ничего, кроме фигур, созданных пальцами в воздухе и кучи заумных рассуждений про какие-то "контуры". Вот есть термин "двойная запись". И у этого термина есть имя автора, разработавшего методологию применения такого учётного инструмента. И у каждого учётного термина есть имя. Это имена академиков, выдающихся мыслителей, которые имена в истории и науке оставили. Итак, кто автор термина "контур"? Это чья-то "наживулька" с очередного митапа выдающихся ИТ-шников?) Не зная, закономерностей, начали наскоро клепать "костыли" и придумывать им псевдо-научные термины?
На расчетном счете деньги есть, а прибыли нет. Прибыль есть, а денег нет
Если менеджера беспокоят такие вопросы, то переведите его в слесари или такелажники. Уровень образования как раз соответствует. Уровень прибыли, коррелирующийся с объёмом кассы - это правило для привокзального ларька и то не всегда.
Как считать прибыль. Как признавать доходы и расходы.
То есть, ПБУ 18 прочитать - это неподъёмный труд для текущих менеджеров?
Какая структура отчетности нужна собственнику.
Если никакую отчетность не сдавать, то письмо из ФНС или иных органов враз напомнят менеджеру, какие отчеты и в какие сроки его предприятие должно формировать отчётность.
Симулякр "управленческого учёта" возник как компенсаторный ответ на проблему вопиющей некомпетентности менеджмента. Если бухгалтер кладёт на стол директора баланс, то директор может вполне его прочитать, ведь в ВУЗе всем будущим руководителям начитывают основы учёта. Хорошо это знаю, ибо делал несчётное число курсовых работ, не говоря уж о пояснениях деткам своих знакомых. Отсюда понимание - как будущие руководители "учатся читать балансы". И когда приходит время руководить, они тупо пялятся в табличку и делают "прыжок в сторону". "Я такого учёта не понимаю", создайте мне версию учёта для альтернативно - одарённых.... с картинками! Вот так родилась местная ипостась, называемая "управленческим учётом".
Уже есть учёт! И он, безусловно, финансовый, никаким другим он быть не может, считаются только деньги! Условие одно - научиться надо им пользоваться, а не симулякры придумывать для тупеньких. Когда, например, деньги, ушедшие со счёта считаются "расходом". Вот в чьей голове такой изврат возник? И ведь разошлось по хозяйственникам, как чесотка в пионерлагере.
В школе учат заниматься физкультурой. При этом малая часть приобщается к полезному. А кто-то видел тренинги или курсы по курению вейпов? Удивительно, но сами научились, исходя из универсального постулата "дурное дело - не хитрое". Вот так же и разошлось по предпринимательской среде это "дурное дело" под вывеской "управленческий учёт", как раз по причине своей "нехитрости" (примитивности и тупизне).
6. apatyukov 999 14.05.26 07:29 Сейчас в теме
(5) Уважаемый коллега, спасибо за развёрнутый и эмоциональный комментарий. Вижу, что тема для вас не просто профессиональная, а принципиальная - и это вызывает уважение. Позволью себе ответить по существу, без риторики, но с опорой на факты и практику.


Вы абсолютно правы в одном: не существует федерального закона «Об управленческом учёте». И это не упущение законодателя, а осознанная позиция. Управленческий учёт - это инструмент внутреннего управления, а не внешней отчётности. Его регулирует не государство, а потребности бизнеса и профессиональные стандарты. При этом термин и методология формализованы на международном уровне: CIMA, IMA, IFAC дают чёткие определения, стандарты компетенций и этические кодексы. В России профстандарт «Бухгалтер» включает функции по ведению управленческого учёта, а ИБП и РСПП выпускают методические рекомендации. Да, нет «Кодекса», но есть устоявшаяся профессиональная база, которую используют тысячи компаний по всему миру.

По поводу термина «контур» и авторства. Отвечу честно: никто и все. Это не научный термин с патентом, а профессиональный сленг, укоренившийся в практике внедрения учётных систем. Так же, как в программировании говорят «слой», «модуль», «интерфейс» - без ссылки на конкретного академика. В контексте статьи «контур» - это просто логическое разделение потоков данных: управленческий - для бизнес-логики, бухгалтерский - для РСБУ, налоговый - для НК РФ. Это не изобретение «митановских ИТ-шников», а прикладная интерпретация принципов системного анализа. Если вам ближе академическая терминология - можно говорить о «подсистемах учёта в рамках единой информационной среды». Суть не изменится.

Фраза «на расчётном счёте деньги есть, а прибыли нет» - это не признак некомпетентности, а фундаментальное различие между методом начисления и кассовым методом. ПБУ 18/02 регулирует учёт разниц по налогу на прибыль, а не управленческое понимание финансового результата. Менеджер, который спрашивает: «Почему при росте выручки на счёте пусто?» - задаёт правильный вопрос. Ответ требует понимания дебиторки, авансов, капвложений, сезонности оборотного капитала. Это не «прыжок в сторону», а база финансового анализа. И да, в вузах это читают. Но, как вы верно заметили, «как будущие руководители учатся читать балансы» - отдельная боль. Управленческий учёт не заменяет это знание, а делает его прикладным.

Вы пишете, что «симулякр управленческого учёта возник как компенсаторный ответ на некомпетентность менеджмента». Согласен частично: плохой управленческий учёт действительно рождается из некомпетентности. Но это аргумент не против дисциплины, а за её качественное внедрение. Управленческий учёт - не «альтернатива для одарённых с картинками». Это система сбора, классификации и интерпретации данных для принятия решений. Его корни - в работах Тейлора, Чандлера, Каплана и Нортона, в российской школе - у Соколова, Кондракова, Вахрушиной. Это не «фигуры пальцами в воздухе», а академическая и прикладная традиция, которую преподают в ведущих вузах и бизнес-школах.
Зачем это бизнесу, если есть бухгалтерия? Бухгалтерский учёт отвечает на вопрос: «Как отчитаться перед государством?» Управленческий - на вопрос: «Как понять, что происходит с бизнесом, и что делать дальше?» Цель, пользователь, периодичность, гибкость, метод - всё разное. Отказываться от управленческого учёта, потому что он не регламентирован законом - это как отказываться от навигатора, потому что ПДД его не упоминают.

Я не призываю «придумывать сущности сверх необходимого». Я за то, чтобы факт хозяйственной жизни отражался один раз - в логике бизнеса, а бухгалтерская и налоговая отчётность формировались на его основе через регламентированные трансформации. Чтобы собственник получал единую картину, а не три версии правды из трёх таблиц. Если после этого кто-то назовёт это «управленческим учётом», «первым контуром» или «бизнес-логикой в 1С» - пусть называет как удобно. Главное - чтобы цифры сходились, решения принимались на основе фактов, а бизнес рос. Ещё раз спасибо за дискуссию. Такие споры - признак того, что тема живая и важная. Готов продолжить диалог.
2. gybson 13 14.05.26 00:13 Сейчас в теме
"Как царь Соломон первичку делил"

Ну такое. Если кто не помнит, раньше в УТ в документах было три галочки "УУ, БУ, НУ".
Все это из одной тумбочки достают и директора и бухгалтера. Что "Галочка" вбила в компьютер, то и данные учета.
Управленческий учет принимает данные к учет раньше, в своих разрезах. Бухгалтерский позже, в своих. Конфликт надуманный.
DmitryKlimushkin; apatyukov; +2 Ответить
3. apatyukov 999 14.05.26 04:25 Сейчас в теме
(2)

Управленческий учет принимает данные к учет раньше, в своих разрезах. Бухгалтерский позже, в своих. Конфликт надуманный.
Я очень много компаний вижу где учет ведется паралельно, тратя на одно и то же.
Когда приходишь к владельцу с этим вопросом. Первое что я слышу, а то так можно было?
Для отправки сообщения требуется регистрация/авторизация