Предыдущая часть курса: Теория мотивации – пирамида Маслоу. Курс по управлению проектами, часть 33
Начало курса: Что можно назвать проектом, а что нельзя, и каковы критерии успеха менеджера
Согласно Дэвиду Маклелланду, у разных людей максимум мотивации приходится на одну из трех потребностей:
- достижения;
- партнерство;
- власть.
Приведу конкретные примеры. Если у человека максимум потребностей в достижениях, то ему важно, чтобы были отмечены его заслуги. На таких людей очень хорошо действуют деньги. Лучше, чем на всех остальных.
Фразы, которые можно услышать от «достигателей»: «я работаю за деньги», «я никогда не перехожу на другую работу, если там платят меньше». То есть деньги они очень хорошо понимают.
Но прелесть этой теории в том, что она отвечает на вопрос, как можно мотивировать человека, если у вас нет денег. Допустим, вам нужно, чтобы человек поработал сверхурочно, но денег у вас на это нет.
В таком случае на «достигателей» отлично действуют похвалы. Не всякого человека за «спасибо» можно уговорить на что-то. Этих можно. Если вы начали человека хвалить, то он прямо расцветает. На остальных похвалы могут не подействовать, а таким людям это очень важно – чтобы их усилия, работа были оценены. Более того, они сами часто напрашиваются на комплименты. И этим надо пользоваться.
Еще один признак «достигателей» – они любят соревноваться, участвовать в конкурсах, викторинах.
Если максимум потребностей в партнёрстве, то такой человек хочет приобщиться к чему-то великому/большому/интересному/перспективному. К примеру, человек мечтает работать в компании Google, потому что она делает мир лучше. Пусть он будет самым последним работником в этой компании, его вклад никто не заметит, но сама компания меняет мир, поэтому человек хочет стать ее частью.
В эту группу входят различные волонтеры. Если человек в свободное время вяжет носки и раздает их бедным, для многих людей в этой деятельности нет никакого смысла. Но для этих людей есть – они чувствуют, что приобщаются к чему-то важному. В России, кстати, врачи и учителя по образованию, если это не продолжатели династии, часто испытывают максимум потребностей именно в партнерстве. Они почти волонтеры.
На таких людей прекрасно действуют аргументы о том, что предстоит выполнить очень важное общее дело. В госсекторе, где я работал, когда нужно было поработать 31 декабря до 7 часов вечера, мотивация была такая – если мы проект закона не зарегистрируем в этом году, то в следующем его передадут в другое ведомство, и уже оно его зарегистрирует, а этого допустить нельзя. Такой стимул сильно действует на тех людей, у которых максимум потребностей в партнерстве. Если вы знаете, в США искусственно разделены армия и флот. И между ними всегда возникает соперничество, «священная война». Так и в российском госсекторе, когда речь идет о разработке какого-то законопроекта.
Третий тип людей – те, для кого максимум потребностей во власти. На этих людей сильно действуют не только власть, но и ее атрибуты. Это не значит, что они тщеславные или тираны, но их мотивируют атрибуты власти.
У меня есть друг, который еще в советское время работал в пионерских лагерях вожатым. Однажды он спросил у мальчика 9 лет, кем тот хочет стать, когда вырастет. Мальчик ответил, что хочет быть вожатым, потому что он хочет управлять людьми. Это представление, что вожатый управляет людьми, свойственно людям, у которых максимум потребности во власти.
Другой пример – у меня был коллега Саша (рассказывал про него, как о представителе Х-людей в статье про теорию МакГрегора). Я хотел загрузить его задачей, которую надо было выполнять в течение длительного времени. Но денег на это не было (госсектор), сотрудников (помощников) тоже: люди и так совмещали по несколько ставок. Но были такие ставки, которые нельзя совмещать. Например, ставка начальника отдела. Ее нельзя совмещать ни с чем. Поэтому есть целые отделы с мертвыми душами, потому что работники фактически занимаются другими делами. У Саши максимум потребностей во власти. Я ему поручаю эту сложную задачу, и чтобы как-то отметить это, я предлагаю ему должность начальника отдела. Никаких подчиненных не будет, но должность начальника будет. Получается, что работать надо больше, должность повыше, но руководить никем не придется. Саша от такого предложения был абсолютно счастлив. Он несколько месяцев радовался. Он власти не получил на самом деле, но у него появился атрибут власти – в его трудовой книжке появилась запись «начальник отдела». У нас были специальные совещания для руководителей отделов, и Саша регулярно на них ходил, он очень гордился своей должностью.
Еще один пример – анекдотический. В кабинете директора компании, где я работал, стоял огромный сейф, металлическая глыба с толстенной дверцей. Директора он очень бесил, потому что он занимал много места, но хранилась в нем одна маленькая печать для документов. В компании еще работала девушка – замдиректора, у которой была большая потребность во власти. Однажды гендиректор переставил ей этот сейф. Он занимал четверть ее кабинета, но девушка была невероятно счастлива. Потому что там печать всей организации, потому что сейф раньше стоял у директора, а все это атрибуты, символы власти.
У каждого человека в большей или меньшей степени проявляется максимум потребностей во власти, в достижениях или в партнерстве. Если вы узнаете, в чем именно потребность, вы сможете уговорить человека сделать то, что вам нужно, без денег.
Предыдущая часть курса: Теория мотивации – пирамида Маслоу. Курс по управлению проектами, часть 33
Следующая часть курса: Управление интеграцией. Курс по управлению проектами, часть 35
Начало курса: Что можно назвать проектом, а что нельзя, и каковы критерии успеха менеджера
Если вас интересует тема "Управления проектами" и вы хотите самостоятельно подготовиться к экзамену на сертификат Project Management Professional, то приглашаем пройти новый видеокурс Ивана Селиховкина "Подготовка к экзамену РМР"